9. АНЕКДОТ О ДИРЕКТОРЕ ТЕАТРА САБУРОВЕ
Я с ним много играл в карты. Раз Андрей Иванович приехал ко мне, причем ему подавалась мороженая вода и лед, отозвал меня в сторону и сказал: «У меня до вас просьба. Поправьте мне маленькие стихи» — и прочел что-то о розе, звезде севера. «Вы мастер». — «Да разве вы, Андрей Иванович, знаете, что я пишу стихи?» — «Прошлый год я ездил набирать труппу в Париж. Я бывал в аристократических домах. Там я слышу вдруг разговор, кто теперь лучший поэт в Европе. Там сказали — Некрасов. Я дал себе слово, как ворочусь в Россию, прочитать».
Я исправил «Розу» и послал Андрею Ивановичу экземпляр своих стихотворений.
Примечания
Печатается по записи К. А. Некрасова, ИРЛИ.
Впервые опубликовано: Неизд. произв. Некрасова, с. 92—93 (публ. К. И. Чуковского).
В собрание сочинений впервые включено: ПСС, т. XII.
Подлинник записи (диктант) — ИРЛИ, Р. I, оп. 20, № 19, л. 16 об. — рукой К. А. Некрасова, с многочисленными пропусками знаков препинания; следует непосредственно за фрагментом Я помню себя с трех лет...», отделенным горизонтальной чертой. К этой записи восходит и копия А. А. Буткевич (ИРЛИ, ф. 203, № 2), внесшей в первоначальный текст (уже после смерти брата) некоторые исправления: «директора театров» вместо «директора театра»; «к вам просьба» вместо «до вас просьба»; «разговор, что лучший поэт в Европе» вместо «разговор, кто теперь лучший поэт в Европе». Она исправила также и описку (или оговорку Некрасова): «да разве вы, Андрей Иванович» вместо «да разве вы, Иван Андреевич», оговорив это особо.
С. 60. ... директоре театра Сабурове. — А. И. Сабуров (1797—1866) был директором императорских театров с 1857 по 1863 г. (см.: Лонгинов М. Управление русскими театрами в Петербурге и Москве. — РА, 1870, с. 1557)
С. 60. Я с ним много играл в карты. — Ср. характеристику А. И. Сабурова, данную в воспоминаниях артиста А. А. Нильского: «... богач, упрямый, настойчивый и страстный игрок в карты (...) Он откровенно, ни от кого не скрываясь, ухаживал не только за танцовщицами, драматическими актрисами, но даже и за воспитанницами театрального училища» (Нильский А. А. Закулисная хроника. 1856—1894. 2-е изд. СПб., 1900, с. 67, 69). О карточных поединках Некрасова с Сабуровым см.: Воспоминания Е. М. Феоктистова. За кулисами политики и литературы. 1848—1896. Л., 1929, с. 24. О А. И. Сабурове см. также: Лернер Н. О. Пушкинологические этюды. — Звенья, V, с. 94—98.
С. 61. «Прошлый год я ездил ~ в Париж ~ разговор, кто теперь лучший поэт в Европе. Там сказали — Некрасов». — Возможно, эта характеристика Некрасова была обусловлена выходом книги путевых заметок А. Дюма, посетившего Россию в 1858 г. (Impressions de voyage en Russie. Pans, 1859), где, в частности, говорилось: Некрасов — один из первых поэтов России (...) Я слышал от многих, что Некрасов не только великий поэт, но и поэт, гений которого отвечает на запросы времени» (Дюма А. Сочинения. В 3-х т. Т. 2. Путевые впечатления в России. М., 1993, с. 209, 212). Таким образом, эпизод с исправлением Некрасовым сабуровского мадригала может быть предположительно отнесен к 1860 г.