"Я помню себя с трех лет... " (автобиографические записи)

7. («Я ПОМНЮ СЕБЯ С ТРЕХ ЛЕТ...»)

Я помню себя с трех лет. Писать стихи начал с семи; помню, я что-то посвятил матери в день ее именин:

Любезна маменька! примите
Сей слабый труд
И рассмотрите,
Годится ли куда-нибудь.

Одиннадцати лет я написал сатиру на брата Андрея, который любил франтить:

Намазав брови салом
И сделавшись чудаком,
Набелил лицо крахмалом,
Моет зубы табаком.

У нас в библиотеке нашел я два стихотворения: произведение Байрона Корсар», перевод Олина, и оду Свобода» Пушкина.

Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает и т. д.

В гимназии я ударился в фразерство, начал почитывать журналы, в то же время писал сатиры1* на товарищей. Один из них, Златоустовский, сильно отдул меня за следующее:

Хоть все кричи ты: «Луку! Луку!,
Таскай корзину и кряхти —
Продажи нет, и только руку
Так жмет, что силы нет нести!

А главное, что ни прочту, тому и подражаю. Так к 15-ти годам составилась целая тетрадь, которая сильно подмывала меня ехать в Петербург. Надув отца притворным согласием поступить в Дворянский полк, я туда поехал. Это было в 1838 году.

Пушкин в журналах почти не попадался, за Бенедиктовым там шли печенеговцы, и т(ак) н(азываемому) фразерскому направлению в юности я обязан этим поэтам, впоследствии я их вспомнил добрым словом. В Современнике» в какой-то рецензии должны быть следующие стихи.

На днях я их вспомню.

ПЛАЧ О ПОЭТАХ

Мне жаль, что нет теперь поэтов,
Какие были в оны дни, —
Нет Тимофеевых, Бернетов,
(Ах, отчего молчат они?)
С толпой забвенных старожилов
Скорблю на склоне дней моих,
Что умер господин Стромилов,
Что Печенегов приутих,
Что нету госпожи Падерной,
У коей был талант примерной,
И Розена барона нет,
Что нет Туманских и Трилунных,
Не пишет больше Бороздна,
И нам от лир их сладкострунных
Осталась память лишь одна.

Я готовился в университет, голодал, приготовлял в военно-учебные заведения девять мальчиков по всем русским предметам. Это место доставил мне Григорий Францевич Бенецкий, он тогда был наставник и наблюдатель в Пажеском корпусе и чем-то в Дворянском полку. Это был отличный человек. Однажды он мне сказал: «Напечатайте ваши стихи, я вам продам по билетам рублей на 500-т». Я стал печатать книгу «Мечты и звуки». Тут меня взяло раздумье, я хотел ее изорвать, но Бенецкий уже продал до сотни билетов кадетам, и деньги я прожил. Как тут быть! Да Полевой напечатал несколько моих пьес в «Библиотеке для чтения». В раздумье я пошел с своей книгой к Жуковскому. Принял меня седенький согнутый старичок, взял книгу и велел прийти через несколько дней. Я пришел, он какую-то мою пьесу похвалил, но сказал: «Вы потом пожалеете, если выдадите эту книгу».

«Но я не могу не выдать» (и объяснил, почему). Жуковский мне дал совет: «Снимите с книги ваше имя».

«Мечты и звуки» вышли под двумя буквами Н. Н.

Меня обругали в какой-то газете, я написал ответ, это был единственный случай в моей жизни, что я заступился за себя и свое произведение.

Ответ, разумеется, был глупый, глупее самой книги.

Все это происходило в 40-м году. Белинский тоже обругал мою книгу.

Я роздал на комиссию экземпляры, ни одного не продалось, это был лучший урок. Я перестал писать серьезные стихи и стал писать эгоистические.

Феоклист Онуфрич Боб — первый мой псевдоним, Перепельский — второй, — для прозы и водевилей.

С этим псевдонимом случилось вот что: приятель мой офицер Н. Ф. Фермор помогал мне в работе. Уезжая в Севастополь, он оставил мне кипу своих бумаг; я пользовался ими для моих повестей, но там был списан отрывок из печатного. Думая, что это собственная заметка Фермора, я вклеил эти страницы в одну свою повесть.

Жаль, что никто из моих доброжелателей не докопался до этого факта, вот бы случай обозвать меня литературным вором.

С Полевым познакомил меня профессор Д(уховной) а(кадемии). Я у него печатал стихи и что-то маленькое с усилием перевел.

Господи! Сколько я работал! Уму непостижимо, сколько я работал, полагаю, не преувеличу, если скажу, что в несколько лет исполнил до двухсот печатных листов журнальной работы; принялся за нее почти с первых дней прибытия в Петербург. В «Инвалиде», в «Литературных прибавлениях к „Инвалиду"», в «Литературной газете», в «Пантеоне» и т. д. Был я поставщиком у тогдашнего Полякова, писал азбуки, сказки по его заказу. В заглавие сказки «Баба Яга, костяная нога» он прибавил: «Ж... жиленая», я замарал в корректуре. Увидав меня, он изъявил удивление и просил выставить первые буквы ЖЖ. Не знаю, пропустила ли ему цензура. Лет через тридцать по какому-то неведомому мне праву выпустил эту книгу г. Печаткин. Жиленой ж... там не было, но зато было мое имя, чего не было в поляковских изданиях.

До меня доходили слухи, что Белинский обращает внимание на некоторые мои статейки. Случалось так: обругаю Загоскина в еженедельной газете, потом читаю в ежемесячном журнале о том же. Позднее мне Белин- кий сказал: «Вы верно смотрите, (но) зачем вы похвалили „Ольгу"?» — «Нельзя2* ругать все сплошь, говорят». — «Надо ругать все, что нехорошо, Некрасов, нужна одна правда».

Примечания

Печатается по записи А. А. Буткевич, ИР ЛИ.

Впервые опубликовано: Скабичевский 1878, с. 105, 113, 114, 396 (отрывки); Скабичевский 1879, с. XXII, XXXIII—XXXIV, LXVIII (отрывки); Речь, 1913, 26 августа, № 235 (отрывки; публ. В. Е. Евгеньева- Максимова); Евгеньев, с. 62, 63, 84, 91—92 (отрывки); ЛН, т. 49—50, с. 147—150 (полностью).

В собрание сочинений впервые включено: ПСС, т. XII.

Подлинник записи (диктант со вставкой рукой Некрасова) — ИР ЛИ, Р. I, оп. 20, № 19, л. 14.

С. 56. Я помню себя с трех лет. — О первых впечатлениях Некрасова подробнее см. в отрывке «Я родился в 1821 г. ...» (с. 50).

С. 56. Писать стихи начал с семи... — Ср. в конспективной записи «О моих стихах»: «Начал писать с 6-ти лет. Первые опыты — сумбур, вторые — подражательность бездумная» (см. с. 56).

С. 56. ... матери в день ее именин... — Мать Некрасова до замужества именовалась Юльенной (РГИА, ф. 1284, оп. 2, 1815 г., кн. 11, ед. хр. 312), позже — Еленой (см., например: Оберучев, с. 180 — метрическая запись о браке; СК, 1902, 9 ноября, № 295 — метрическая запись о смерти; РЛ, 1967, № 3, с. 145 — ревизские сказки 1834 г.) и Александрой (см., например: Евгеньев-Максимов, т. I, с. 28 — указ об отставке А. С. Некрасова). Изначальное имя «Юльенна» по созвучию превратилось в «Елена» и закрепилось как официальное. Позднейший вариант «Александра» (см.: Р. б-ка, с. III; Ст 1879, т. I, с. XIV; СК, 1902, 27 декабря, № 340), проникший в отдельные документы по небрежности А. С. Некрасова (см., например, метрические свидетельства о рождении Елизаветы, Андрея и Константина Некрасовых: Евгеньев, с. 20; РГАЛИ, ф. 338, on. 1, ед. хр. 117, 120), возник, возможно, от уменьшительного «Лена»; последнее в огласовке «Лена» известно как уменьшительное от «Александра» (ср. в романе «Мертвое озеро»: наст, изд., т. X, кн. 1, с. 208 и др.). День именин Елены — 21 мая, Александры — 21 апреля.

С. 57. Любезна маменька примите... — Ср. вариант этого поздравления (в устах 14-летнего мальчика) в фельетоне Некрасова «Записки Пружинина» (1845) (наст, изд., т. XII, кн. 1, с. 218). Вряд ли Некрасов мог написать эти стихи в 7-летнем возрасте. Книжный характер стихотворения предполагает известный запас впечатлений литературного свойства. Некрасов же на седьмом году жизни только что начал учиться читать (см.: Быков, с. 195).

С. 57. Одиннадцати лет я написал сатиру на брата Андрея... — По приведенным данным, сатиру нужно датировать 1832 или 1833 г., когда Андрею было не более тринадцати лет. Ее истинным адресатом было, возможно, иное лицо. Соученик Некрасова по гимназии М. Горошков вспоминает, что А. А. Некрасов «характера (...) был вялого; часто казался он почти больным, учился по всем предметам плохо» (Некр. в восп., с. 33). См. также примеч. к отрывку «Я родился в 1822 году...» (с. 419).

С. 57. У нас в библиотеке... — Ср. также в стихотворном отрывке 1874 г., посвященном тому же времени: «Я рылся раз в заброшенном шкафу...» (наст, изд., т. III, с. 153). Домашняя библиотека Некрасовых не могла быть сколько-нибудь значительной (см.: Евгеньев-Максимов, т. I, с. 142). От деда Некрасова — Сергея Алексеевича — осталось очень немного книг: три молитвенника, один псалтырь, пять календарей, отрывок французского букваря» и шесть «русских разных» книг (из описи имущества С. А. Некрасова — РГАЛИ, ф. 338, ед. хр. 222). Отец Некрасова с юных лет находился в армии и окончательно возвратился в наследственное имение не ранее чем в 1825 г., после 18 лет отсутствия. Судя по его переписке с сыном (см.: Евгеньев, с. 31—45; АСК, с. 41—57), А. С. Некрасов не увлекался литературой. См. также в «Жизни и похождениях Тихона Тростникова»: «Отец мой, ничего не читавший и вовсе не занимавшийся литературой...» (наст, изд., т. VIII, с. 62). В этой связи заслуживают внимания строки, посвященные матери, из поэмы «Мать»: Я книги перебрал, которые с собой / Родная привезла когда-то издалека...» (наст, изд., т. IV, с. 256).

С. 57. ... нашел я два стихотворения: произведения Байрона «Корсар», перевод Олина... — См. также конспективную запись «О моих стихах» (с. 56). Полное заглавие перевода: Корсер. Романтическая трагедия в трех действиях, с хором, романсом и двумя песнями, турецкою и аравийскою, заимствованная из английской поэмы лорда Байрона под названием «The corsair» (СПб., 1827). Перевод сделан в прозе. Некрасов назвал его «стихотворением», видимо, потому, что лучше запомнил стихи, включенные в прозаический текст: хор, романс и две песни.

С. 57. ... и оду «Свобода» Пушкина. — См. об этом же в конспективной записи «О моих стихах» (с. 56) и стихотворном отрывке 1874 г.: Хотите знать, что я читал? Есть ода / У Пушкина, названье ей „Свобода”» (наст, изд., т. III, с. 153). Имеется в виду «Вольность» (1817). Реминисценция из оды присутствует в юношеском стихотворении Некрасова «Человек» (1838) (см. об этом: Евгеньев-Максимов, т. I, с. 142). В распоряжении Некрасова находился список «Вольности». При жизни Пушкина ода распространялась в декабристских и околодекабристских кругах, в частности и в Подольской губернии, в частях 2-й армии, где служил отец Некрасова — А. С. Некрасов. Здесь же служил и имел усадьбу дед Некрасова — А. С. Закревский (см. примеч. к отрывку «Я родился в 1821 г. ...» — с. 445). Семейство Некрасовых проживало в Подольской губернии по крайней мере до середины 1825 г. (см. там же). Бытование списков пушкинской «Вольности» под названием «Свобода» в ярославской читательской среде подтверждается списком этого стихотворения в одном из хранящихся в Государственном архиве Ярославской области домашних альбомов, относящихся ко 2-й и 3-й четвертям XIX в. (см.: ГАЯО, коллекция рукописей, № 599 (390), л. 53 об.). Из других произведений Пушкина в этот же альбом внесены «Моя родословная», «Наполеон», «В Сибирь», «Мирская власть» (сообщено Б. В. Мельгуновым).

С. 57. ... начал почитывать журналы... — См. в конспективной записи «О моих стихах»: «„Библиот ( ека ) для ( чтения ) ”в гимназии. „Телеграф”, „Телескоп” отуч ( ителя ) Топорского» (с. 56). В 1830-е гг. в фундаментальную (для учителей) библиотеку ярославской гимназии кроме названных журналов выписывались Московский наблюдатель», «Живописное обозрение», «Детский журнал» (см.: Евгеньев, с. 84).

С. 57. «Хоть все кричи ты: „луку  луку»... — Адресатом сатиры, судя по ее содержанию, был не Н. В. Златоустовский (сын титулярного советника), а Н. Матвеевский — купеческий сын, поступивший в Ярославскую гимназию одновременно с Некрасовым (РГАЛИ, ф. 338, on. 1, ед. хр. 1). В 1840 г. Матвеевский держал экзамен в Петербургском университете (где в том же году экзаменовался Некрасов) на звание домашнего учителя (РГАЛИ, ф. 338, on. 1, ед. хр. 1; Центральный исторический архив г. Москвы, ф. 459, оп. 3, ед. хр. 220; ЦГИА СПб., ф. 14, on. 1, ед. хр. 11296, л. 188 об.).

С. 57. ... что ни прочту, тому и подражаю. — Ср. также: « ... подражательность бездумная» (запись () моих стихах» — с. 56); повторял тех, кого читал» {Пыпин А. Н. Из записной книжки. Запись беседы с Некрасовым от 15 января 1877 г. — С, 1913, № 1, с. 230); писал, подражая всему, что читал» (Суворин. Очерки). Ср. аналогичное признание в «Жизни и похождениях Тихона Тростникова» (наст, изд., т. VIII, с. 61—62).

С. 57. Так к 15-ти годам составилась целая тетрадь ~ Это было в 1838 году. — Ср. примеч. к отрывку «Я родился в 1822 году...» (с. 422).

С. 57. Пушкин в журналах почти не попадался... — В 1837— 1838 гг. посмертные публикации произведений Пушкина появлялись главным образом в Современнике», а также в составе Сочинений Александра Пушкина», начавших выходить в 1838 г.

С. 57. ... за Бенедиктовым... — Стихотворения «модного» В. Г. Бенедиктова печатались преимущественно в «Библиотеке для чтения», «Сыне отечества» и «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду”». В этих же изданиях появились первые стихотворения Некрасова.

С. 57. ... шли печенеговцы... — По-видимому, надо читать (как явствует из контекста): »печенеговы». Произведения П. Печенегова печатались преимущественно в конце 1830-х гг. в «Сыне отечества».

С. 57. ... впоследствии я их вспомнил добрым словом. В «Современнике» ~ должны быть сл ( едующие ) стихи. — Речь идет о стихотворении «Мне жаль, что нет теперь поэтов...», включенном в рецензию на Дамский альбом, составленный из отборных страниц русской поэзии» (С, 1854, № 1). Автором рецензии выступает вымышленный забытый поэт (см.: наст, изд., т. XI, кн. 2, с. 100—102, 106, 335—336). Позднее в другой рецензии, также анонимной (С, 1855, № 6), Некрасов напечатал ответное Послание к поэту-старожилу», где снова напомнил о забытых поэтах 1830—1840-х гг. (см.: наст, изд., т. XI, кн. 2, с. 114 и 341).

С. 58. Плач о поэтах. — Этого заглавия нет в первопечатном тексте стихотворения.

С. 58. С толпой забвенных старожилов... — В первопечатном тексте: «С семьей забвенных старожилов...».

С. 58. Что умер господин Стромилов... — В первопечатном тексте: «Что лирой пренебрег Стромилов...». С. И. Стромилов умер в 1860 г.

С. 58. Что Печенегов приутих... — В первопечатном тексте далее следовало: «Что умер бедный Якубович, / Что дремлет Константин Петрович, / Что о других пропал и след...».

С. 58. Я готовился в университет ~ место доставил мне Григорий Францевич Бенецкий... — См. примеч. к отрывку +Я родился в 1822 году...» (с. 423—424).

С. 58. ... он тогда был наставник и наблюдатель в Пажеском корпусе... — См. также: Суворин. Заметка; Суворин. Дневник, с. 288. Г. Ф. Бенецкий был репетитором, а затем учителем математики в Павловском, а не в Пажеском кадетском корпусе в 1837—1852 гг. (см.: Петров А Н. Исторический очерк Павловского военного училища. СПб., 1898, с. 495; Приказы по военно-учебным заведениям за 1837 г., приказ от 24 июня за № 166; см. также адрес-календари с 1841 г.). В Павловском корпусе обучались дети от 10 до 13 лет, круглые сироты и сыновья погибших офицеров или офицеров-вдовцов (см.: Руководство для родителей, желающих определить малолетних детей в военно-учебные заведения. 2-е изд. СПб., 1839, с. 28—29).

С. 58. ... и чем-то в Дворянском полку. — Г. Ф. Бенецкий был учителем математики в Дворянском полку в 1839—1843 гг., по совместительству преподававшим в Павловском кадетском корпусе и Главном инженерном училище (см. адрес-календари за 1840—1844 гг.).

С. 58. Это был отличный человек. — Ср. о нем же в «Жизни и похождениях Тихона Тростниковая: «... благородный и очень умный человек» (наст, изд., т. VIII, с. 148).

С. 58. Я стал печатать книгу ~ деньги я прожил. — См. примеч. к отрывку «Я родился в 1822 году...» (с. 424—426).

С. 58. ... Полевой напечатал несколько моих пьес в «Библиотеке для чтения». — Известно одно стихотворение Некрасова — «Жизнь», — напечатанное в «Библиотеке для чтения» (1839, № 7). Журнал выходил под редакцией О. И. Сенковского, при близком участии (с 1837 г.) Н. А. Полевого.

С. 58. ... пошел с своей книгой к Жуковскому ~ под двумя буквами Н. Н. — См. примеч. к отрывку «Я родился в 1822 году...» (с. 425).

С. 58. Меня обругали в какой-то газете... — Имеется в виду неподписанная рецензия (автор — В. С. Межевич) в «Литературной газете» (1840, 24 февраля, № 16). Две другие газетные рецензии на этот же сборник были сочувственными (см.: СП, 1840, 14 марта № 59 — подпись: «Н. С.»; РИ, 1840, 13 июня, № 130, автор — Л. Брант). Межевич впоследствии вспоминал, что Некрасов сам явился к нему с просьбой отозваться о сборнике (см.: СП, 1841, 3 ноября, № 246).

С. 58. ... я написал ответ... — 17 июня 1841 г. в № 66 «Литературной газеты» было опубликовано письмо Некрасова в редакцию, в котором он, в частности, ответил на издевательскую рецензию Межевича (см. с. 6 и 392). Некрасов заметил, что в этой рецензии указывалось на «отсутствие всякого таланта», а ныне, в 1841 г., в пьесе того же автора «Шила в мешке не утаишь...» рецензент находит «огромный талант». «Неужели же один год, — восклицает Некрасов, — перевернул меня до такой степени?» Этой репликой исчерпываются известные нам возражения Некрасова на критику его сборника. Можно, однако, предположить, что Некрасов способствовал появлению защитительных отзывов критики. Рецензия Л. В. Бранта (см. выше) заключала в себе информацию, непосредственно восходившую к автору. В ней говорилось, что «юный, очень юный поэт» «рано встретил суровость земных испытаний и горьких лишений, рано брошен в мир нужд и утраты всего, что делает прекрасными воспоминания детства: попечение кровных друзей, небо родины, счастливые, беззаботные дни отрочества. Говорим это (...) не по одним догадкам». Рецензия не была приурочена к выходу сборника, она появилась значительно позже. В заключение отрывка рецензент призывал читателей приобрести изящную книжку.

С. 58. Белинский тоже обругал мою книгу. — См. также об этом в романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» (наст, изд., т. VIII, с. 159—160). Отрицательный отзыв Белинского на сборник «Мечты и звуки » появился в мартовской книжке «Отечественных записок» за 1840 г. (см.: Белинский, т. IV, с. 118—119; ср. также: т. V, с. 613).

С. 58. Я роздал на комиссию экземпляры ~ и стал писать эгоистические. — См. примеч. к отрывку «Я родился в 1822 году...» (с. 426).

С. 59. Феоклист Онуфрич Боб — первый мой псевдоним... — Под этим псевдонимом был напечатан стихотворный фельетон «Провинциальный подьячий в Петербурге» (П, 1840, № 2, 3, 7).

С. 59. ... Перепельский — второй, — для прозы и водевилей. — Под этим псевдонимом и его модификациями Некрасов сотрудничал в 1840— 1843 гг. в «Пантеоне русского и всех европейских театров» и в «Литературной газете». В 1841 г. псевдоним был раскрыт в печати В. С. Межевичем (см. с. 5 и 392).

С. 59. ... приятель мой офицер Н. Ф. Фермор... — С инженером-поручиком Н. Ф. Фермором Некрасов познакомился почти сразу же по приезде в Петербург (см. примеч. к отрывку «Я родился в 1822 году...» — с. 420). К отцу Н. Ф. Фермора, смотрителю лейб-гвардейских казарм подполковнику Ф. Ф. Фермору, проживавшему на Итальянской улице, в доме № 38, там же, где и Г. Ф. Бенецкий (см.: Нистрем 1837, с. 1175), у Некрасова было рекомендательное письмо (см.: Гамазов М. К воспоминаниям А. Я. Головачевой. — ИВ, 1889, № 4, с. 255—256). Ф. Ф. Фермор состоял в родстве с женой Д. П. Полозова (см.: Вел. кн. Николай Михайлович. Петербургский некрополь, т. IV. СПб., 1913, с. 353), к которому у Некрасова также было рекомендательное письмо (см. примеч. к отрывку «Я родился в 1822 году...» — с. 419—420). Н. Ф. Фермору посвящено стихотворение Некрасова «Изгнанник» (СО, 1839, № 6). Младшему брату Н. Ф. Фермора — В. Ф. Фермору — посвящена пьеса «Великодушный поступок» (1840). Известно также альбомное стихотворение «На скользком море жизни бурной...» (см.: наст, изд., т. I, с. 273), обращенное к М. П. Фермор (урожд. Чихачевой) — жене старшего брата Н. Ф. Фермора — П. Ф. Фермора (а не сестре Н. Ф. Фермора, как указано в ЛН, т. 49—50, с. 212, и в наст, изд., т. I, с. 663). О Н. Ф. Ферморе Некрасов упомянул в письме к Тургеневу от 15—17 июня 1856 г.

С. 59. ... помогал мне в работе. — Указаний на помощь Н. Ф. Фермора более нигде не встречается. Все повести и рассказы Некрасова под псевдонимом «Перепельский» прошли редактуру Ф. А. Кони.

С. 59. Уезжая в Севастополь... — О поездке Н. Ф. Фермора в Севастополь сведений не имеется (ср. жизнеописание Н. Ф. Фермора, написанное Н. С. Лесковым по материалам семейных записок в очерке «Инже- неры-бессеребренники», — Лесков Н. С. Собрание сочинений. В 11-ти т. Т. 8. М., 1958, с. 243—290). В № 2 «Сына отечества» за 1839 г. было напечатано стихотворение Н. Ф. Фермора «Черноморская ночь», в нем отразились, возможно, личные впечатления. В 1833—1835 гг. в Севастополе служил свойственник Н. Ф. Фермора Г. Ф. Бенецкий (РГВИА, ф. 409, послужной список 366.833.1839).

С. 59. ... он оставил мне кипу своих бумаг... — Архив Н. Ф. Фермора не сохранился.

С. 59. ... я пользовался ими для моих повестей... — По обстоятельствам жизни Некрасова и Н. Ф. Фермора использование бумаг последнего по случаю отъезда из Петербурга едва ли имело место. До середины августа 1841 г. Н. Ф. Фермор находился на службе (ВПЧВ, приказ об увольнении в отпуск от 12 августа 1841 г., с. 625). В том же году, в конце июля, Некрасов уехал на родину и вернулся в Петербург не ранее чем в декабре. В 1842 г. Н. Ф. Фермор находился по-прежнему в Петербурге. В том же году увидела свет последняя повесть Некрасова-Перепельского В Сардинии» (ЛГ, 1842, 8 марта, № 10). Н. Ф. Фермор уехал из Петербурга морем в Германию 12 июня 1843 г. (РИ, 1843, 16 июня, № 131) и через несколько дней погиб (ВПЧВ, приказ от 12 июля 1843 г., с 518). К этому времени был уже напечатан последний рассказ Перепельского Помещик двадцати трех душ» (ЛГ, 1843, 21 марта, № 12).

С. 59. ... я вклеил эти страницы в одну свою повесть. — Рукописи ранних повестей и рассказов Некрасова, напечатанных под псевдонимом «Перепельский», до нас не дошли. О том, как создавались эти произведения, можно судить по свидетельству Ф. А. Кони в передаче В. П. Горленко: «„А вот что я сегодня начитал”, — говорил девятнадцатилетний писатель, входя к своему издателю и передавая ему содержание прочитанного им в какой-нибудь забытой книжке. „Ну, вот вам и сюжет, садитесь и пишите”, — говорил ему издатель, и в результате являлись рассказы вроде „Певицы”, „В Сардинии” и т. п.» (Горленко, с. 154—155). Отмечено, что в указанных повестях сюжеты заимствованы из повестей А. В. Тимофеева «Джулио» и «Антонио» и Н. В. Кукольника «Максим Созонтович Березовский» (см.: Зимина А. Н. Некрасов-беллетрист. — Труды Московского института истории, философии и литературы, т. III, филолог, факультет. Творчество Некрасова. М., 1939, с. 168). В повести «Макар Осипович Случайный» имеются текстуальные заимствования из «Маскарада» Н. Ф. Павлова (см.: наст, изд., т. VII, с. 535—536, 540— 541). В одной из заметок Некрасов предупреждает: «Прозы моей надо касаться осторожно» (с. 60).

С. 59. С Полевым познакомил ~ до двухсот печатных листов журнальной работы... — См. примеч. к отрывку »Я родился в 1822 году...» (с. 426—427).

С. 59. В «Инвалиде»... — Речь идет о газете Русский инвалид» под редакцией А. А. Краевского. В настоящее время Некрасову приписываются десятки фельетонов и литературно-критических выступлений, появившихся в этой газете в 1843—1845 гг. (см.: наст, изд., т. XII, кн. 2, с. 418—424). 

С. 59. ... в «Литературных прибавлениях к „Инвалиду”»... — Известно три стихотворения, помещенных Некрасовым в Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду”»: «Моя судьба», «Два мгновения» и «Рукоять» (все в 1839 г.). См. также примеч. к отрывку «Я родился в 1822 году...» (с. 439).

С. 59. ... в «Литературной газете»... — См. примеч. к отрывку Я родился в 1822 году...» (с. 439).

С. 59. ... в «Пантеоне»... — В «Пантеоне русского и всех европейских театров», издававшемся под редакцией Ф. А. Кони, Некрасов сотрудничал в 1840—1841 гг. Здесь впервые увидели свет его пьесы, рассказы и повести. Здесь же он помещал стихи и театральные обозрения. Как постоянный сотрудник журнала он получал по контракту от 1000 до 3000 руб. ассигнациями в год (см.: НВ, 1878, 5 мая, № 783; Быков 1876, с. 195).

С. 59. Был я поставщиком у тогдашнего Полякова... — Речь идет о петербургском книгопродавце и издателе конца 1830-х—1850-х гг. Василии Петровиче Полякове. «Тогдашним» он назван, по-видимому, в отличие от издателя Николая Петровича Полякова, чья деятельность приходится на вторую половину 1860-х—1870-е гг. В. П. Поляков был издателем «Пантеона русского и всех европейских театров», где сотрудничал молодой Некрасов (см. выше) и «Магазина детского чтения» (1841), для которого, вероятно, предназначались пьесы Некрасова «Юность Ломоносова», «Великодушный поступок», «Федя и Володя» (сообщено Т. С. Царьковой). Некоторые черты В. П. Полякова отразились в образе Кирпичова в романе «Три страны света» (см.: наст, изд., т. IX, кн. 2, с. 320, 348). О В. П. Полякове см.: Картавое П. А. Поляков Василий Петрович. — Русский биографический словарь. [Т. 14.] Плавильщиков—Примо. СПб., 1905, с. 479—480.

С. 59. ... писал азбуки... — См. указание А. А. Буткевич: «Относительно азбук, брат писал их вскоре по приезде в Петербург — чуть не мальчиком, ради насущного хлеба — и, по всей вероятности, не подписывал под ними своего имени, — не придавая подобному труду никакого значения, едва ли он сам мог назвать их» (Васильев М. Из переписки казанского литератора П. П. Васильева. — Учен. зап. Казан, гос. пед. ин-та, ист. фак., вып. 4, 1941, с. 181). См. также: «... Некрасов входит в сношения с книгопродавцами Ивановым и Поляковым и становится у них поставщиком азбук и сказок» (Горленко, с. 157). Ср.: «Поверите ли, — говорил Некрасов, — я одних азбучек „насочинял” более тридцати штук» (Быков П. В. Силуэты далекого прошлого. М.—Л., 1930, с. 65). Эта цифра преувеличена, ибо в начале 1840-х гг., когда Некрасов сотрудничал с В. П. Поляковым и А. И. Ивановым, вышло значительно меньше азбук, включая сюда не только российские. Какие именно азбуки написал Некрасов, установить не удалось. Рукопись статьи П. А. Картавова о В. П. Полякове содержит следующее уточнение: «В бумагах (...) Полякова сохранилось указание, что азбуки составлял для него П. Фурман, а не Некрасов, как об этом говорит биограф последнего» (РНБ, ф. 341, № 42, л. 1. — Сообщено Г. П. Талашовым).

С. 59. ... сказки... — Известны две сказки Некрасова, написанные по заказу В. П. Полякова: «Баба-Яга, Костяная нога» (СПб., 1841, без подписи; отрывок: ЛГ, 1840, 19 октября, № 84) и «Сказка о царевне Ясносвете» (в печати не обнаружена, сохранилась в корректуре; см.: наст, изд., т. I, с. 672—673). См. также: Горленко, с. 157.

С. 59. В заглавие сказки ~ он прибавил ~ пропустила ли ему цензура. — Корректура «Бабы-Яги» не сохранилась. В тексте цензурного экземпляра под заглавием сказки выскоблена часть текста со следами иных чернил (ГЦТМ, ф. 187).   '

С. 59. Лет через тридцать ~ выпустил эту книгу г. Печаткин. — Второе издание «Бабы-Яги», с новыми иллюстрациями, вышло в 1871 г. Рукопись сказки ранее была передана «в вечное и потомственное владение» В. П. Полякову (см. с. 231). В. П. Поляков умер в 1875 г. в Волковской купеческой богадельне. Видимо, он передал В. П. Печаткину право на издание сказки. Переиздание «Бабы-Яги» не вызвало протеста со стороны Некрасова: 5-я часть «Стихотворений» Некрасова была издана в 1873 г. В. П. Печаткиным. См. также с. 12.

С. 59. ... Белинский обращает внимание на некоторые мои статейки ~ о том же. — См. примеч. к отрывку «Я родился в 1822 году...» (с. 440).

С. 59. «... зачем вы похвалили „Ольгу”?» — По-видимому, речь идет о повести А. Ф. Вельтмана «Ольга», которую Некрасов оценил как «лучшую из вышедших в 1843 г. повестей г. Вельтмана» в обзоре «Взгляд на главнейшие явления русской литературы в 1843 г. Статья вторая и последняя» (ЛГ, 1844, 8 января, № 2) (см.: наст, изд., т. XI, кн. 1, с. 157 и 413).

1*  Было: стихи

2*  Далее было: Белинский

© timpa.ru 2009- открытая библиотека