Завещание (1877)

24. (ЗАВЕЩАНИЕ)

Тысяча восемьсот семьдесят седьмого года, января тринадцатого дня. По приглашению меня, Михаила Ивановича Успенского, с. -петербургского нотариуса, имеющего контору Московской части, по Невскому проспекту, № 51, известным мне лично и законную правоспособность к совершению актов имеющим дворянином Николаем Алексеевичем Некрасовым прибыл в квартиру его, Литейной части, по Литейному проспекту, в доме № 32, где в присутствии лично мне известных свидетелей: доктора медицины Николая Андреевича Белоголового, действительного статского советника Михаила Евграфовича Салтыкова и надворного советника Григория Захаровича Елисеева, живущих Литейной части, по Надеждинской улице и Литейному проспекту, №№ 18, 62 и 9, объявил мне, что он, Некрасов, будучи в здравом уме и твердой памяти, делает на случай своей смерти следующее распоряжение о своем имуществе:

1) Все принадлежащие ему авторские права на изданные и неизданные его сочинения и наличные экземпляры их, какие после него останутся, со всеми следующими ему по расчетам за особые издания или помещение его сочинений от кого-либо платежами, предоставляет в полную и исключительную собственность родной сестре его, жене полковника, Анне Алексеевне Буткевич, с тем условием, чтобы она уплатила должные им, завещателем, по векселю французской подданной Селине Лефрен-Потчер десять тысяч пятьсот рублей и выдавала бывшему камердинеру его Василью Матвееву в виде пожизненной пенсии, а в случае его смерти жене его по триста руб. в год; вследствие этого все оставшиеся после него собственные его рукописи, непроданные экземпляры его сочинений, счеты по их продаже и частные письма к нему разных лиц без всякого исключения должны быть переданы сестре его Анне Алексеевне Буткевич.

2) Весь капитал его, завещателя, состоящий в долгах за другими лицами по формальным обязательствам, все принадлежащие ему отдельные издания чужих сочинений со всеми относящимися к ним правами по расчетам и договорам с авторами и другими лицами, а также все наличные деньги, какие останутся за определенными из них по четвертому пункту сего завещания издержками и выдачами, предоставляет в полную собственность родным братьям его Федору и Константину Алексеевичам Некрасовым по ровной части, но с тем условием, чтобы они приняли на себя обязанность уплатить прочие его долги, какие останутся им неуплаченными, и выдавать вышеупомянутому камердинеру его Василью Матвееву, а в случае его смерти жене его пожизненно каждый по сту пятидесяти рублей.

3) Принадлежащее ему, завещателю, по договору, заключенному им с действительным статским советником Михаилом Евграфовичем Салтыковым и надворным советником Григорием Захаровичем Елисеевым 23 декабря 1876 года, право на получение от них определенных назначенному в его завещании лицу платежей, в случае издания журнала Отечественные записки» при их постоянном сотрудничестве после его смерти, предоставляет в полную собственность жене коллежского регистратора Авдотье Яковлевне Головачевой, бывшей по первому мужу Панаевой.

4) Капитала в денежных бумагах он, завещатель, вовсе не имеет, а из наличных денег, какие останутся при нем или на текущих счетах в каких-либо банках, назначаем: а) выдать служащему при нем крестьянину Никанору Афанасьеву две тысячи рублей, б) употребить на его погребение в С. -Петербурге, на кладбище Новодевичьего монастыря, не более двух тысяч пятисот рублей и в) издержать не более тысячи пятисот рублей на утверждение и приведение в исполнение сего завещания, не относя эти расходы на счет какого-либо из назначаемых им наследников, а все, что останется за этими издержками, должно быть передано, как упомянуто во втором пункте сего завещания, братьям его, Федору и Константину Некрасовым, по ровной части.

5) Живущей у него домоуправительнице — дочери умершего рядового, девице Фекле Анисимовне Викторовой, которую знакомые завещателя привыкли звать Зинаидою Николаевною, так как сам он постоянно ее называл этим именем, — предоставляет в полную собственность все находящееся в его квартире в С. -Петербурге движимое имущество, за исключением лишь ружей, а также благоприобретенное недвижимое имение его, купленное им у гг. Владимировых и состоящее Новгородской губернии и уезде, близ села Чудова, в усадьбе Лука, со всею землею, строением и движимостью, но это недвижимое имение его завещается ей с тем условием, чтобы она, Викторова, выделила из него, по собственному ее усмотрению, половину всей состоящей при нем незастроенной земли брату его, завещателя, Константину Алексеевичу Некрасову и немедленно по вводе ее во владение этим имением передала ему этот участок в собственность дарственною записью, а сверх того уступила бы тому же брату его, Константину Алексеевичу, по собственному ее выбору половину находящихся в этой усадьбе лошадей и экипажей с их принадлежностями.

6) Все ружья завещателя, находящиеся в С. -Петербурге, предоставляет в собственность брату его, Константину Алексеевичу Некрасову.

7) Душеприказчиками и исполнителями сего завещания он, Некрасов, назначает: действительного статского советника Александра Николаевича Еракова и присяжного поверенного округа С. -Петербургской судебной палаты Алексея Михайловича Унковского.

Проект сего завещания читан завещателю Некрасову в присутствии вышепоименованных свидетелей и по одобрении оного и удостоверении, что он по доброй воле завещание это желает совершить и понимает его смысл и значение, внесен в актовую книгу, из которой вновь прочитан тем же порядком. Выпись 40 к. гербовом листе следует выдать завещателю Николаю Алексеевичу Некрасову. Дворянин Николай Алексеевич Некрасов.

При совершении сего духовного завещания свидетелями были: действительный статский советник Михаил Евграфович Салтыков, доктор медицины Николай Андреевич Белоголовый, надворный советник Григорий Захарович Елисеев, нотариус М. Успенский.

Стоимость всего завещаемого имущества присяжный поверенный Унковский определил по совести в 0. 000.000 р. 00 к.

Примечания

Печатается по подлиннику (нотариально заверенной выписке из актовой книги) РГАЛИ.

Впервые опубликовано: Новый мир, 1934, № 3, с. 191—192 (публ. Н. С. Ашукина).

В собрание сочинений впервые включено: ПСС, т. XII.

Подлинник — РГАЛИ, ф. 338, on. 1, № 3, л. 3—6.

Основному тексту завещания предшествует заголовок: «Выпись из второй части актовой книги для актов, не относящихся до недвижимых имуществ с. -петербургского нотариуса Михаила Успенского за 1874, 1875, 1876 и 1879 годы. Стран(ицы) 72 и 73 № 119-й». После основного текста завещания следует запись нотариуса: «Выпись эта слово в слово сходная с подлинным актом, внесена в реестр 1877 года под № 549 и выдана дворянину Николаю Алексеевичу Некрасову 13 января 1877 года. Нотариус М. Успенский».

Завещание было оформлено Некрасовым в связи с «прогрессивным ухудшением» самочувствия, вызванным смертельной болезнью (см.: Белоголовый, с. 381). Ср. предшествующие записи, относящиеся к пунктам 1-му (передача всех авторских прав А. А. Буткевич) и 5-му (дарение земли К. А. Некрасову) окончательного текста завещания (с. 331—332). После смерти Некрасова (27 декабря 1877 г.) завещание было утверждено Петербургским окружным судом 20 января 1878 г.; 22 февраля 1878 г. был составлен «акт по исполнению воли завещателя» (РГАЛИ, ф. 338, on. 1, № 3, л. 18—19; см.: Ашукин Н. Наследство Некрасова. По неизданным материалам. — Новый мир, 1934, № 3, с. 193—195; перепечатано в кн.: Ашукин Н. Литературная мозаика. Очерки и материалы. М., 1931. с. 121—129).

© timpa.ru 2009- открытая библиотека