Русская литература для детей. Учебное пособие. Под редакцией Т.Д.Полозовой.
Раздел VIII. Глава 4. Юрий Яковлевич Яковлев (1922-1995)

Глава 4.

ЮРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ ЯКОВЛЕВ (1922-1995)

В автобиографическом очерке «Немного о себе» читаем: «Каждый день моего детства был связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда была рядом. Она вела нас с сестренкой через трудную жизнь, создавая на нашем пути теплое, незамерзающее течение. В последний раз я видел маму на запасных путях московского вокзала, у воинского эшелона. Я был подстрижен под машинку, но форму еще не получил. Это было в ноябре 1940 года, за полгода до начала войны. Мне было тогда восем надцать лет»[cxl]. Через полгода началась самая страшная в истории человечества война. Мать будущего писателя погибла во время блокады в Ленинграде. Сам он, начиная о 1940 года, шесть лет был рядовым солдатом... В солдатской шинели пришел и в Литературный институт имени Горького.

Все творчество писателя пронизывает чувство любви: любви к Родине, к людям, к земле, к животным, к природе вообще. Чувство любви к матери. Ей посвящено одно из ранних лирико-публицистических произведений «Сердце земли». Так названа и книга, вышедшая в 1967 году. В предисловии к ней Р. Фраерман пишет: «Меня радует художник, который открывает читателю, порой недоверчивому и, может быть, даже скучному, прекрасный мир — небо, землю, людей и все живое и утверждает, что каждый человек хранит в себе, может, и не зная об этом, добро и красоту». Верно, картины, люди, события и случаи, составляющие смысл книг Ю. Яковлева, «раскрывают жизнь, бурлящую вокруг, и побуждают деятельно вмешиваться в нее, бороться за то, чтобы доброе... не только пробудилось, но вошло, окрепло и стало бы великой силой». Р. Фраермана Ю. Яковлев называл стрелочником, который «перевел в моей жизни стрелку с пути поэзии на путь прозы...». Естественно, что этот «стрелочник» — сам лирический поэт в прозе, анализируя очерки, рассказы своего друга, обращает внимание прежде всего на их способность утверждать силу чувства любви. Высочайшее его проявление — Любовь к Матери. Эту великую любовь Юрий Яковлев отождествляет с любовью к земле — нашей всечеловеческой обители.

«На границе марта и апреля небо наливается океанской голубизной, а снег становится кристаллическим и шуршит под ногами крупным береговым песком». Заметим: голубизна океана наливает небо голубизной, что означает не просто взаимоотражение красок неба и земли, но именно особую космическую способность и силу красок, силу жизни, развивающейся в земле, на земле... Читаем дальше начало лирического очерка «Сердце земли»:

«Верхняя розовая шкурка бересты лопнула и трепещет на ветру, как папиросная бумага. Солнце слепит и, когда ветер утихает, ласково припекает щеку. Но главное — все вокруг заполняется крепким живым настоем пробуждающейся земли. Этот настои кружит голову и, когда вдыхаешь его всей грудью, разливается по телу и тайной радостью отдается в сердце. Ты чувствуешь, как в небе пробуждаются молодые силы и возвращают к лучшей поре жизни.

И ты вспоминаешь мать».

«.. Я запомнил свою мать седой и усталой. Дети никогда не запоминают мать молодой, красивой, потому что понимание красоты приходит позже, когда материнская красота успевает увянуть...»

«... Женщина, которая слышит первый вздох своего ребенка, и женщина, которая слышит последний его вздох, — два разных человека. Разных — как счастье и горе, добро и зло, жизнь и смерть. Но эти два человека слились в одном великом существе, имя которому — Мать.

Я никогда не называл свою мать — матерью, мамой. У меня для нее было другое слово — мамочка...

... Никто, как мать, не умеет глубоко скрывать свои страдания и муки. И никто, как дети, не умеют так хладнокровно не замечать того, что происходит с матерью...»

Я щедро цитирую лирический очерк о маме — сердце земли, потому что думаю: а вдруг под руками у моего читателя не будет нужной книги и тогда вы, уважаемый коллега, возьмете для беседы с детьми процитированное здесь... А еще для того, чтобы, читая эти беглые сведения о творчестве Ю. Яковлева, вы почувствовали его страдание — страдание любящего сына, последний раз видевшего свою маму на вокзале, уходя из дома в солдаты... А потом — после войны уже не было ни того дома, своего, в Ленинграде, ни матери...

Большинство рассказов Ю. Яковлева — живые картины каждому знакомого быта. Обычно реалистические, как в жизни, сюжеты. Запоминаются не имена, а характеры мальчи-шек, действующих в самых обычных, повседневных ситуациях. Осваивая рассказы Ю. Яковлева вместе с детьми, важно сориентировать чтение так, чтобы в памяти сердца оставалась приверженность героев высоким рыцарским добродетелям. И тогда, когда проявляется это в обыденной школьной ситуации — как в рассказе «Собирающий облака». И тогда, когда с риском для жизни приходится забираться по скользкой крутой крыше на ее гребень, чтобы там хорошо рассмотреть форму флюгера, которым заинтересовалась одноклассница. Именно так поступил тихий, застенчивый герой рассказа «Всадник, скачущий над городом».

Гражданским пафосом творчества предопределялась постоянная дружба Ю. Яковлева с периодической печатью: с журналом «Огонек», напечатавшим первый его рассказ «Станция Мальчики», газетой «Известия», где впервые был опубликован в 1962 году рассказ «Собирающий облака». Для этого и других произведений характерно проникновение в источники и в процесс социального взросления личности подростка. Точнее — личности человека в годы раннего подросткового возраста. Процесс этот очень сложен, многогранен, противоречив, диалектичен. Подросток внимателен к миру, к жизни взрослых, активно познает ее, целенаправленно наблюдая, анализируя все окружающее: явления, факты, события, взаимоотношения взрослых между собой и с ним, с подростком. Взрослые же далеко не всегда присматриваются к трудной конфликтной психологии. Часто недооценивают аналитические, познавательные способности... Писатель проявляет искреннюю заинтересованность судьбой детей. Он видит в них наш завтрашний день и хочет, чтобы этот день был прекраснее, счастливее, лучше. Подавляющее большинство произведений Ю. Яковлева о детях и для детей. Но его творчество чрезвычайно ценно и для взрослых. Прежде всего именно для познания своеобразия возраста, для понимания, что и школьник первых четырех классов имеет свою «психологию жизни» (Я. Корчак).

В произведениях Ю. Яковлева, однако, дети не живут только своей, оторванной от взрослых жизнью. Правда, честь, достоинство, отстаиваемые растущим юным человеком, — всегда есть и правда взрослых, правда отцов. В этом — еще один аргумент в утверждении мысли о ценности творчества Ю. Яковлева для читателей разных возрастов. Это дает основание утверждать, что их интересно и полезно перечитывать: когда ты ровесник мальчика с коньками или Коли Малявки-на, собирающего облака, найдешь в истории их жизни одно, а перечитав эти истории через несколько лет, с удовольствием сделаешь новые значимые открытия. Ведь каждый из нас начинается в детстве и не порывает с ним, несет его в себе: в своем характере, в увлечениях, в склонностях, в отношении к жизни и людям. «Я — детский писатель, — заявляет Ю. Яковлев, — и горжусь этим званием. Люблю своих маленьких героев и своих маленьких читателей. Мне кажется, что между ними нет границы, и я как бы одним рассказываю о других. В детях всегда стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека. Но и взрослый человек для меня начинается с детства. Я не очень-то люблю таких людей, которых невозможно представить себе детьми. В настоящем человеке до последних его дней сохраняется драгоценный запас детства. А мудрость, ум, глубина чувств, верность долгу и многие другие замечательные качества взрослого человека никогда не вступают в противоречие с его неприкосновенным запасом Детства»[cxli]. Проанализируем непосредственную реакцию детей при чтении рассказов вслух. Она убеждает: читателей покоряют реалистические по материалу рассказы поэтическим утверждением возвышенного, чистым человеческим чувством, непременно таящимся в каждом из людей. Главный герой произведений — боль и радость писателя. Боль, когда видит, как черным облаком поднимаются в небеса тонны бумажной макулатуры, вдохновенно собранной Колей Малявкиным и его одноклассниками. Тревога и боль, когда писатель рассказывает о тяжелых переживаниях Саши-Таборки, героя рассказа «Он убил мою собаку». Писателю больно из-за того, что черствый взрослый человек убил любимую собаку Таборки. Его боль искренна, велика, поэтому она захватывает и нас, читателей. И не надо заглушать это сострадание. Рассказ и создан для того, чтобы мы не были безразличными к горю другого человека, чтобы мы были чуткими и слышали не только раздирающий душу вой пожарной сирены, но и горькое молчание маленького обиженного человека.

Никакая боль души человека, как и правда, не бывает маленькой. Правда — всегда большая. Нельзя ей изменять. И соучастие в чужой беде не бывает маленьким, даже если ты смог помочь всего лишь одному человеку, как это случилось в замечательном рассказе Ю. Яковлева«Мальчик с коньками».

Впервые рассказ бьы опубликован в 1961 году журналом «Огонек». В последующем включался почти во все сборники Ю. Яковлева. Это — один из наиболее любимых читателями и популярных рассказов — очень яковлевское произведение, выразительно передает его жизненное кредо — уметь увидеть человека, нуждающегося в твоей помощи, и непременно прийти на помощь. Оказать помощь. Рассказ поэтичен, хотя повествует о факте, казалось бы, ординарном — мальчик по дороге на каток встретился с больным человеком. Обычно и то, что тот попросил о помощи... Закономерно и то, что мальчик оказал помощь — помог больному дойти до дома и вызвал неотложку. Вот этим и могло бы быть все исчерпано. Но тогда мальчик с коньками не стал бы героем подлинно художественного произведения. Не приобрел бы той силы и степени выразительности, какие свойственны художественному образу. Писатель доводит до логического конца, до финального заключения активное участие мальчика в судьбе больного. Герой рассказа без имени, что позволяет видеть в нем обобщенный до символа образ, в котором выражены представления писателя о нравственной норме поведения.

В солнечный мартовский день обычный мальчик шел на каток. Там его ждала (он верил в это) желанная счастливая встреча... Вспомнив о ней, о той, которая ждет его, мальчик уже не шел, а летел в сторону городского катка. Навстречу своей радости. Но случай... Хотя, если вдуматься, — ничего особенного: в переулке мальчик встретил мужчину, глаза которого «были полны боли и тревоги». Он еле держался на ногах. Конечно, можно было пробежать мимо, навстречу своей радости... Но мальчик остановился. Подставил свое хрупкое плечо под отяжелевшую руку больного грузного человека. Помог ему добраться до дома. А там? Он снова мог быть свободным от чужой беды. Больной не удерживал мальчика с коньками. Более того, он сказал: «Ты иди. Теперь я сам управлюсь... А за помощь спасибо...» Однако мальчик не ушел. И как хорошо, что не ушел: ведь пришлось вызывать неотложку... Мальчик спас жизнь бывшего фронтовика...

Что удержало мальчика рядом с неизвестным ему человеком? Голос совести? Да. Душевная отзывчивость? Да. Способность сострадания боли другого человека? Да. Обокрал себя мальчик, не убежав навстречу своей радости на веселый каток? Нет. Обогатился. Повзрослел умом и сердцем. Поняв, пережив, разделив чужую боль, чужую опасность, он почувствовал благотворную власть над собой человеческого долга, человеческой обязанности. И стал сильнее. Смог, рискуя собой, остановить мчавшуюся «скорую», отправить больного Бахтюкова в больницу, дождаться конца операции, длившейся почти два часа, и поддержать бывшего солдата своим «сыно-вьим» приветом...

... О Ю. Яковлеве нередко и с полным основанием говорят как о защитнике собак. К собакам у него особая человеческая привязанность. Вспоминаю случай. Болгарский поэт Асен Босев был приглашен к Юрию Яковлевичу на дачу. На вопрос, как найти дачу Яковлева в поселке «Красная Пахра», ответили: «Ищите участок, где не одна, а две умные красавицы овчарки». Действительно, нас встретили огромные, казалось, все понимающие собаки, живущие явно на положении равноправных «членов семьи» писателя. Любовь к животным, к собаке прежде всего, — одна из главных тем в творчестве Ю. Яковлева: и в литературном его труде, и в устных публицистических выступлениях. Отношение к животным, к собаке рассматривается как критерий человеческого добра, сердечности. Человек, защищающий животных, не обижающий собаку, кошку, имеет большой потенциал добра. Через отношение к собаке проявляет себя и тихий Костя — герой рассказа «Багульник». Впервые он был опубликован в «Известиях» в 1968 году. В 1972 году так был назван сборник рассказов Ю. Яковлева, что свидетельствует о признании этого произведения программным в творчестве писателя: книга издана в серии «Золотая библиотека».

Обратим внимание на такую важную особенность сюжета. Именно Костя, этот непонятный молчальник, казалось, не просто замкнутый, но откровенный, ни с кем не считающийся индивидуалист, принес в класс цветы багульника. Он берег их, менял воду в банке, терпеливо, каждый день, хотя все другие смеялись и над прутиками багульника, и над Костей. Посмеивалась и учительница. Но однажды «прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. Из набухших почек-узелков прорезались листья, светло-зеленые, ложечкой. А за окном еще поблескивали кристаллики уходящего последнего снега». ... Все радовались. Весело толпились около окна, где стоял букет. Только Костя был, как всегда, молчалив... Позднее выяснится, что Костя ухаживает за чужими собаками (кормит их, прогуливает): одну хозяева, уехав, закрыли на балконе; хозяева другой были больны и поэтому не могли выйти с собакой на прогулку, третья страдала по-собачьи преданно, ожидая оставивших ее хозяев... Поэтому Костя усталый приходит в школу. И всегда хочет спать. У него явно нет сил на разговоры. И нет времени на баловство. Писатель помогает нам, таким образом, открыть, увидеть, понять и, конечно, полюбить большое доброе сердце мальчика, богатую душу человека, кажущегося замкнутым и скучным. И не случайно он, Костя, спаситель собак, оказывается таким мудрым ценителем красоты: ведь именно он принес и берег веточки багульника, когда те еще не расцвели.

«Багульнику» близок и рассказ «Он убил мою собаку». И здесь большое сердце мальчика, его способность и любить и не прощать зло познаются через отношение к животному. Герой рассказа потрясает мужественностью, готовностью перенести большие испытания ради доброй цели.

... Как часто мы ошибаемся в оценке человека, если судим о нем только по его внешним проявлениям, по поступкам, не вникая в суть, в смысл мотивов, побудивших, предопределивших то или иное действие. Особая ценность художественной литературы и заключается в ее почти волшебной возможности открывать сокровенные тайны человеческой души. А если человек владеет искусством чтения, то открытие это бывает особенно радостным и большим — происходит как бы самооткрытие истины во всей ее глубинной сложности: в художественном произведении важны не только, а подчас и не столько факты, поступки героев, сколько исследование психологической обусловленности, предопределенности того или иного действия.

Рассказ Ю. Яковлева«Разбуженный соловьями» помогает проникнуть в глубинный внутренний мир Селюжёнка, открыть то, что составляет суть его личности. Если крепко спящего мальчика пробуждает пение соловья; если, увлекаемый соловьиной песней, он замирает в ночной темноте под деревом, забывая о страхе; если, заслушавшись, испытывает потребность вылепить воображаемую птицу и дарит ее воспитательнице, которая настаивала на исключении его из лагеря, — значит, есть большой и чистый голос в его душе. Значит, есть в нем то доброе, высокое, что до сих пор не было разбужено...

Чувство красоты всегда соседствует с потребностью добра. Вспомним, именно этим отличался Костя, главный герой «Багульника». Поэтому можно говорить о внутренней существенной и значительной близости Селюжёнка и Малявкина из рассказа«Собирающий облака». Над Малявкиным, как и над Селюжёнком, долго смеялись в классе, потому что не знали его по-настоящему. Учительница поставила возле его фамилии минус — знак безнадежности. И другие взрослые не воспринимали Малявкина серьезно. Даже родители не ждали от него ничего хорошего. Такое отношение вызывалось всем поведением мальчика. А в нем между тем жила возвышенная потребность к подвигу, к большим, хорошим, полезным для окружающих поступкам. Вспомним, как вдохновенно он собирал макулатуру. И вовсе не в расчете на благодарность. Его действиями руководили благородные побуждения. Поэтому так тяжело было Коле узнать о том, что бумагу сожгли — сожгли его надежду. Заметим, как сказано об этом: «Он шел по улице, глядя себе под ноги. Ему казалось, что если он поднимет глаза, то увидит, как там, в голубом апрельском небе, плывут черные, обуглившиеся облака. Он даже почувствовал горьковатый запах гари». Какая емкая метафора. Надо быть эмоциональным, иметь богатое воображение, чтобы так ощутить случившееся: ощутить несуществующий горьковатый запах гари, стыдиться смотреть в глаза стариков и старушек из-за чужой вины... Стыдится за подлость, совершенную другими, только хороший, надежный человек, только человек с чистой совестью.

Эту мысль о готовности ребенка взять на себя ответственность за поступки другого развивает писатель и в рассказе «Рыцарь Вася». Рассказ увидел свет в 1964 году — был опубликован «Известиями». Сам факт публикации детского рассказа во взрослой газете говорит о том, что его первые издатели признавали за произведением обращенность не только к детям, но и ко взрослым. В этом произведении, пожалуй, еще более отчетливо, чем в двух предыдущих, проявлен драматизм внутреннего духовного конфликта. Это конфликт человека с самим собой: полное несогласие того, каков человек внешне в его ежедневном стиле поведения, с тем, каким он себя видит в идеале и каким может быть в действии, если создается критическая ситуация. Почему возник такой конфликт? По простой причине: Вася — увалень. Он неуклюж и толст. Из-за его постоянной нерасторопности, нерешительности все привыкли считать его тюфяком и неудачником. Вася привык к этому.

Но природа вложила в неуклюжую оболочку гордое сердце Дон Кихота. Это сердце не дает мальчику покоя, постоянно рождает недовольство собой. Именно — собой. В этом и кроется залог созидательной силы: недовольство собой, способность самокритичного отношения — свойства сильной и красивой, не ленивой души. Это должны увидеть, понять и почувствовать наши дети. Немало надо иметь силы, чтобы безропотно терпеть постоянные насмешки друзей и даже мамы. И не обидеться на них, не озлобиться. Но еще больше нужно было иметь силы духа, смелости и, конечно, доброй благородной самоотверженности, чтобы не возмутиться, когда другой человек присвоил твои, тобой заслуженные лавры и благодарность. А Вася не возмутился, когда Димка Ковалев объявил себя спасителем первоклассника. Вася спасал утопавшего не ради собственной славы. Он был рыцарь.

Но вот вопрос: а должен ли был рыцарь не возмущаться, видя наглую ложь? Рассказ заставляет задуматься. Озадачим таким образом и наших читателей. А не должно ли быть добро и благородство с кулаками в отношениях к таким, как Димка Ковалев? Чтобы умножалось добро, надо постоянно, всегда, в каждом случае активно выступать против зла. Конечно, не ради славы и благодарности. Но ради справедливости.

Идея рыцарства — истинного благородства, человечности пронизывает и рассказ«Всадник, скачущий над городом». В этом произведении идея внутренней готовности юного человека к благородному и даже возвышенному поступку проявляется в лирическом аспекте. Влюбленный Киру готов достать хоть звезду с неба, лишь бы обратить на себя внимание Айны. Возвышенное чувство любви, конечно, приносит немало огорчений. Но оно вместе с тем освещает жизнь юных героев особым живительным светом. Придает им силы необыкновенные, пробуждает чуткость. В утверждении созидательной силы чувства писатель достигает убедительности. Проявляет при этом искреннее уважение к читателю, веря в его осердеченный ум. Выразительны в рассказе меткие запоминающиеся детали. Но главное — интонация повествования. Если дети-читатели почувствуют ее, они испытают радость за слабого с виду мальчика Киру: он поборол чувство страха, подверг себя испытаниям на смелость. Именно сам себя, без свидетелей, не напоказ. Напоказ чего не сделаешь...

Киру забирался на высокую крутую крышу, чтобы рассмотреть флюгер, которым заинтересовалась одноклассница Айна, чье мнение для Киру о нем самом было очень небезразлично. Мотив для мальчика серьезный. И все же важно то, что он взбирался на крышу, когда рядом никого не было. Он испытывал себя сознательно, без бравады.

«Вот он, таинственный флюгер, которого никто не мог разглядеть с земли. Никакой это не петух! Это конь и всадник. С земли флюгер казался маленьким и летучим. Вблизи он был большим и грузным... Дул сильный ветер, и конь с пронзительным скрипом шарахался то влево, то вправо. Может быть, он хотел сбросить своего седока, а может быть, ему хотелось спрыгнуть со штыря и растоптать тяжелыми копытами дерзкого мальчишку.

... Конь мелко задрожал. Киру подумал, что сейчас конь сделает отчаянный прыжок и помчится со своим всадником по черепичным крышам города. Вот здорово!.. Его сердце пело... Киру почувствовал себя всадником, скачущим над городом вместе со взбунтовавшимся флюгером. Он спешил вдаль, чтобы совершить подвиг во имя Айны».

Подвиг всегда сопряжен с риском. И Киру рисковал. Ветер становился сильнее. Мальчик еле удерживал равновесие. Он мог свалиться каждое мгновение... но — он не испытывал раскаяния. Его хранило, придавало силы чувство власти над собой. Осознание выполненного долга перед своим чувством. Поэтому на следующий день, встретив Айну, мальчик разговаривал с ней без прежней неловкости: «... Киру сам удивился, что может так смело разговаривать с Айной. ... Киру почувствовал, как что-то звонкое и горячее забилось у него в груди». Киру почувствовал себя сильным и красивым. Да, красивым, хотя внешне он по-прежнему оставался таким, как всегда: щуплым на вид, малопривлекательным из-за больших очков...

... Последние годы жизни Ю. Я. Яковлева были окрашены работой, направленной на сближение наших детей с их американскими ровесниками. Писатель близко познакомился с Девочкой-дипломатом, Самантой Смит, приезжавшей в нашу страну по приглашению Ю. Андропова. Была издана интересная документальная повесть «Саманта». Ее автор возглавил движение народной дипломатии: дети-дипломаты... Работа эта была близка публицистическому таланту Юрия Яковлевича. Он верил в ее результативность. Увлекал ею своих друзей... На одном из вечеров, который был организован в Государственной детской библиотеке России и посвящен развитию культурного сотрудничества нашей страны с республикой Шри-Ланка, Ю. Яковлев говорил: «Все мы, взрослые, должны понять: будущее принадлежит детям. Они будут достойны мечты о лучшем будущем лишь в том случае, если уже теперь, в детстве, сами станут участвовать в реализации этой мечты. Если сегодня дети Земли возьмутся за руки и станут дружны, узнают друг друга, то лучшее будущее станет реальностью...» Возможно, в этом есть определенное преувеличение исторической преобразующей роли детства. Но вряд ли можно не признать ценность активной социально значимой деятельности детей для их собственного гражданского, нравственного и духовного становления.

Влекла полемическую душу писателя в последние годы обостряющаяся временем публицистика. Хотелось ему написать книгу очерков о гражданской, государственной символике: о гербе страны, об истории знамен... Планов было много... На вопрос: зачем он загружает себя этой трудной и такой неустойчивой в нынешние дни проблематикой? — писатель отвечал: «Это мой долг перед матерью, перед ее и моей землей... Я писал в очерке, посвященном маме, что по-настоящему земля открылась мне на войне... Я рыл окопы, траншеи, землянки, ходы сообщения, могилы... Я рыл землю и жил в земле. Я знал спасительное свойство земли... Теперь в ней моя мать... В детстве, в юности мы не замечаем, что легко принимаем жертвы от матери, но и требуем жертв. Что это жестоко, узнаем лишь от своих детей... Для меня пришло время вспомнить мой долг перед моей мамой. Восславить и Родину, как вечный символ жизни — как Богоматерь, Чело-векоматерь, Мать...»

... Ушел Ю. Я. Яковлев из жизни как-то неожиданно, тихо, хотя он и его друзья знали о его болезни.

Поразмышляйте, пожалуйста

1. Прочитайте книгу Ю. Яковлева «Саманта». Подумайте, не потеряла ли она актуальность в современной ситуации? Каковы возможности современных детей, если посмотреть на них как на актуальную дипломатическую силу?

2. Как бы вы построили беседу с детьми, если бы хотели раскрыть подход Ю. Яковлева к проблеме становления активной жизненной позиции? К каким произведениям вы обратились бы? Что сказали бы о них детям-читателям?

3. Как, какими художественными средствами утверждает Ю. Яковлев привлекательность самовоспитания?

4. Прочитайте повесть Ю. Яковлева «Гонение на рыжих». Попытайтесь себя представить в роли, в положении ее героев. Убедительно ли аргументирует писатель их поведение?

Советуем прочитать

Яковлев Юрий. Где начинается небо: Избранное. — М.: Дет. лит., 1982.

Яковлев Юрий. Неприкосновенный запас: Избранное. - М.: Дет. лит., 1983.

Яковлев Юрий. Где стояла батарея: Рассказы. — М.: Дет. лит., 1971.

Мотяшов И. Счастливый труд души: Беседы с вожатыми о детской литературе. — М.: Молодая гвардия, 1974.

Фоменко Лидия. Юрий Яковлев: Очерк творчества. — М.: Дет. лит., 1974.

Примечания

[cxl] Яковлев Юрий. Багульник. — М., 1972. — С. 393.

[cxli] Яковлев Юрий. Багульник. — М., 1972. — С. 397.

© timpa.ru 2009- открытая библиотека