Авторские предисловия, исправления, примечания

АВТОРСКИЕ ПРЕДИСЛОВИЯ, ИСПРАВЛЕНИЯ, ПРИМЕЧАНИЯ

1861

1. (ИСПРАВЛЕНИЯ К ИЗДАНИЮ «СТИХОТВОРЕНИЙ» 1861 г.)

Опечатка

Стихотворения Н. Некрасова, издание второе с издания 1856 года, с прибавлением стихотворений, написанных после этого года. Две части, СПб., 1861 г.

Выписываем заглавие этой книги, чтобы поправить следующую опечатку:

Часть И, стр. 169, строка 5-я снизу:

Напечатано: стали драться — додрались до драки. Читай: Стали греться — догрелись до драки. Укажем и еще некоторые замеченные опечатки, не столь важные:

Часть I, стр. 45, строка 4 снизу:

Напечатано: поступили, читай: наступили.

Часть I, стр. 191, строка 3 снизу:

Напечатано: но небеса, читай: не небеса.

Часть I, стр. 246, строка 7 сверху.

Напечатано: про прихоти, читай: по прихоти.

Часть И, стр. 45, строка последняя.

Напечатано: Я погиб, читай: и погиб.

Часть И, стр. 205, строка 4 снизу.

Напечатано: а я завижу, читай: завижу.

2. (ПРИМЕЧАНИЯ К Ч. 3-й «СТИХОТВОРЕНИЙ»)

<1>

Настоящая третья часть состоит: а) из стихотворений новых, написанных после издания 1861 года или несколько ранее, но не вошедших в предыдущие издания;

б) стихотворений, помещенных в издании 1856 года, но не вошедших в издания 1861 и 1862 годов; в) два стихотворения («Я покинул кладбище унылое» и «Размышления у парадного подъезда»), помещенные в издании 1862 года, но не вошедшие в издание 1861 года, перенесены в эту третью часть для того, чтобы купившие издание 1861 года имели полное собрание стихотворений, приобретя ныне одну третью часть; г) наконец, в состав третьей части вошли, в виде приложения, некоторые юмористические стихотворения 1842—45 год(ов) (см. «Приложение»).

<2>

Меня всегда пугало то обилие плохих стихотворений, которое наводняло литературу по смерти каждого поэта, сколько-нибудь обращавшего на себя внимание публики. Не говоря уже о печатных источниках, выкапывались рукописные тетрадки с детскими упражненьями автора, — тетрадки иногда даже происхож- денья сомнительного; оказывались альбомы; припоминались экспромты. И все это печаталось в журналах, сборниках, отдельных статьях с именем покойного, а потом переходило в полное собрание его сочинений, и переходило иногда зря, без необходимых пояснений; дурное перемешивалось с хорошим, отделанное с неотделанным; даже в пьесах, много раз печатавшихся при авторе, восстановлялись потом, по черновой рукописи, стихи и целые строфы, зачеркнутые им и очевидно ненужные.

Всякому дорого свое, и я не желал бы, чтоб случилось что-нибудь подобное с моими стихотворениями.

Поэтому я решился сам пересмотреть старые журналы, газеты и отдельные брошюры, 1* в которых начиная с 1838 года помещал я свои первые опыты, и напечатать в приложениях к моим стихотворениям то, что окажется сколько-нибудь характерным, адресуя теперь же к моим родным и гг. библиографам мою покорнейшую просьбу: не перепечатывать ничего остального после моей смерти.

На первый раз помещаю здесь несколько юмористических стихотворений 1842—45 годов. Может быть, приложу что-нибудь еще при следующей, четвертой части.

1874

3. (ПОСЛЕСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ «СТИХОТВОРЕНИЙ» 1873—1874 гг.)

Примечание к настоящему изданию

Настоящее издание есть, по возможности, полное, во всяком случае оно полнее предыдущих. В некоторых пьесах первых четырех частей сделаны дополнения, означавшиеся прежде точками; восстановлены местами стихи, которые прежде пропускались или печатались в измененном виде. Пятая часть перепечатана почти без всяких изменений. В шестую часть вошли пьесы, написанные автором в последние два года, и помещено в «Приложении» несколько юмористических пьес прежних годов. Пьесы эти взяты преимущественно из «Современника», где они помещались в «Литературном ералаше», «Свистке» и частью в рецензиях и фельетонах.

4. (АВТОРСКИЕ ПОМЕТЫ НА I И II ТОМАХ СТИХОТВОРЕНИЙ» (СПб., 1873))

(К стихотворению «Пьяница»)

1845

(К стихотворению «Отрадно видеть, что находит...»)

1845

(К стихотворению «Когда из мрака заблужденья...»)

1845

(К стихотворению «Извозчик»)

1848

(К стихотворению «Ты всегда хороша несравненно...»)

1847

(К стихотворению «Родина»)

1846

Примечание нужно.

(К стихотворению «(Из Ларры)» («Я за то глубоко презираю себя...»))

Неправда. Приписано Ларре по странности содержания. Искреннее. Написано во время гощения у Г(ерцена). Может быть, навеяно тогдашними разговорами. В то время в московском кружке был дух иной, чем в петербургском, т. е. Москва шла более реально, нежели Петербург (см. книгу Станкевича).

(К стихотворению «(Из Ларры)» («В неведомой глуши, в деревне полудикой...»))

1846

(1) Подражание Лермонтову. №.

(2) Подражание Лермонтову. Сравни: Арбенин (в драме «Маскарад»). Не желаю, чтобы эту подделку2* ранних лет считали как черту моей личности.

(3) Был влюблен и козырнул.

(К стихотворению «Пускай мечтатели осмеяны давно...»)

1845

(К стихотворению «Так, служба! сам ты в той войне...»)

1846

Отнести в приложение. Не люблю этой пьесы, хотя буквально она верна — слышал рассказ очевидца Тучкова (впоследствии московского генерал-губернатора).

(К стихотворению «Муза» («Нет, Музы ласково поющей и прекрасной...»))

1851

(К стихотворению «Памяти - -ой» («В тоске по юности моей...»))

Актрисе Асенковой, блиставшей тогда. Бывал я у нее; помню похороны, — похожи, говорили тогда, на похороны Пушкина: теперь таких вообще не бывает. Это собственно эпизод из пьесы «Прекрасная партия», которую писал наскоро для Дружинина, не успев отделать, и она долго валялась.

(К стихотворению «В деревне»)

1853

(К стихотворению «Памяти приятеля» («Наивная и страстная душа...»))

Известно, что о Белинском нельзя было слова пикнуть.

(К стихотворению «Старики»)

Перенести в приложение.

(К стихотворению «Влас»)

1854

(К стихотворению «Демону»)

Нужно примечание.

(К стихотворению «Давно — отвергнутый тобою...»)

1854

(К стихотворению «Застенчивость»)

1852

(К стихотворению «(Из Ларры)»

(«Тяжелый год — сломил меня недуг...»))

1856

(К стихотворению «Я посетил твое кладбище...»)

1849

(К стихотворению «Поражена потерей невозвратной...»)

Умер первый мой сын — младенцем — в 1848 г.

(К стихотворению «Плач детей»)

Это стихотворение принадлежит в подлиннике одной английской писательнице и пользуется там известностью, вроде как «Песня о рубашке» Т. Гуда, — конечно, гораздо меньшею. Все остальное, что она писала, плохо. Я имел подстрочный перевод в прозе и очень мало держался подлинника; у меня оно наполовину короче. Я им очень дорожу.

(К стихотворению «Кумушки»)

1853

(К стихотворению «Где твое личико смуглое...»)

1855

(К стихотворению «Что ты, сердце мое, расходилося?»)

1860

(К стихотворению «... одинокий, потерянный...»)

Навеяно разладом с Тургеневым в 1860 г.

(К стихотворению «20 ноября 1861» («Я покинул кладбище унылое...»))

Вспоминал Добролюбова, писал в день его похорон.

(К стихотворению «Памяти - - ва» («Суров ты был, ты в молодые годы...»))

Надо заметить, что я хлопотал не о верности факта, а старался выразить тот идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбов.

(К «Сценам из лирической комедии „Медвежья охота“»)

Несколько раз я принимался окончить эту пьесу, которой содержание само по себе интересно, и не мог — скука брала. Вообще свойство мое таково: как только сказал, что особенно занимало, что казалось важным и полезным, так и довольно, — скучно досказывать басню. Если найду время, расскажу прозой, с приведением отрывков.

(К стихотворению «Песня Любы (Из «Медвежьей охоты»)»)

Нужно большое примечание — если успею. Мать девочки была трагическая актриса.

(К стихотворению «(Из Гейне)» («Душно! без счастья и воли...»))

Собственное.

(К стихотворению «Не рыдай так безумно над ним...»)

Навеяно смертью Писарева и посвящено М. А. Маркович.

(К стихотворению «Мать» («Она была исполнена печали...»))

Думаю — понятно: жена сосланного или казненного.

(К «Стихотворению, посвященному неизвестному другу»

(«Умру я скоро. Жалкое наследство...»))

Не выдуманный друг, но точно неизвестный мне. Получил, помнится, 4 марта 1866 г. Где-нибудь в бумагах найдете эту пьесу, превосходную по стиху, ее следует поместить в примечании.

(К стихотворению «Папаша»)

Отнесена в примечание потому, что не нравится мне. Относится к поздней эпохе.

(К стихотворению «(Из Ларры)» («Ликует враг, молчит в недоуменье...»))

Писано спустя недолго после стихов, произнесенных в Английском клубе М. Н. Муравьеву.

Примечания

1. (ИСПРАВЛЕНИЯ К ИЗДАНИЮ «СТИХОТВОРЕНИЙ» 1861 г.)

ОПЕЧАТКА

(С. 38)

Печатается по тексту первой публикации.

Впервые опубликовано: С, 1861, № 12 (ценз. разр. — 21 декабря 1861 г.), отд. II, с. 250, без подписи.

В собрание сочинений включается впервые.

Автограф не найден.

Отсутствие подписи под комментируемой заметкой не вызывает сомнения в ее принадлежности самому автору книги, к которой относятся указанные в заметке поправки к стихотворениям: «О погоде» («До сумерекм), «Секрет», «Тишина», «Начало поэмы», «Филантроп», «Коробейники».

2. (ПРИМЕЧАНИЯ К Ч. 3-Й «СТИХОТВОРЕНИЙ»)

(С. 39)

(!)

Печатается по первой публикации.

Впервые опубликовано и включено в собрание стихотворений: Ст 1864, ч. 3 (ценз. разр. — 20 марта 1864 г.), с. 7, на отдельном листе, в виде предисловия к этой части издания.

Автограф не найден.

С. 39. ... в издании 1862 года... — Имеется в виду издание Ст 1863, разрешенное цензурой 12 января 1863 г.

С. 39. ...«Я покинул кладбище унылое»... — В этом издании напечатано под заглавием «20 ноября 1861».

Печатается по: Ст 1869, ч. 3, с. 131—132.

Впервые опубликовано и включено в собрание стихотворений в качестве предисловия к отделу «Приложение к третьей части. Юмористические стихотворения 1842—45 годов» (Ст 1864, ч. 3, с. 131—135) с подписью: «Н. Некрасов» — и датой: «14 мая 1864, СПб».

Перепечатано без изменений в Ст 1869.

Автограф не найден.

В «Приложении к третьей части» Ст 1864 были помещены только четыре юмористических стихотворения первой половины 1840-х гг. («Стишки, стишки...», «Чиновник», «Новости», «Говорун») и «Отрывки из путевых заметок графа Гаранского» (1853). Последнее включалось в Ст 1856 и по цензурным условиям не перепечатывалось в Ст 1861 и Ст 1863 (см.: наст, изд., т. I, с. 615). В третьей части Ст 1869 «Приложение» дополнено одним стихотворением «Колыбельная песня» (1845). Включение политически острых стихотворений во вспомогательный юмористический» отдел — один из характерных для Некрасова приемов обхода цензурных препятствий при издании его стихотворений. См. также авторское «Примечание к „Говоруну”», являющееся прямым продолжением комментируемого примечания (наст, изд., т. I, с. 679).

С. 40. ... я не желал бы, чтоб случилось что-нибудь подобное с моими стихотворениями. — Следуя академической традиции издания классиков, а также учитывая огромную культурно-историческую ценность наследия великого поэта и неуклонно возрастающий интерес исследователей и самых широких читательских кругов к творчеству Некрасова, редакция настоящего издания не находит возможным в точности выполнить это требование поэта, который, разумеется, не мог предвидеть судьбу своего наследия. Однако в соответствии с дифференцированным походом автора к его произведениям стихотворения 1838—1844 гг., не включавшиеся в прижизненные издания, помещены во втором разделе первого тома настоящего издания. В комментариях к указанным произведениям, так же как и ко всем другим, учтена наряду с объективной историко-литературной авторская оценка этих стихотворений. Необходимо также учитывать, что многие стихотворения, ставшие известными или вошедшие в собрания сочинений поэта уже после его смерти, Некрасов не мог напечатать по цензурным обстоятельствам.

С. 40. Может быть, приложу что-нибудь еще при следующей, четвертой части. — Наряду с расширенным вариантом первого приложения, данным в третьей части Ст 1869 (см. выше), во втором «Приложении к четвертой части» Ст 1869 помещено несколько произведений начала

1860- х гг., не вошедших в предыдущие части. Ср. с. 69 (заметка (9)).

С. 40. Тетрадки с детскими упражнениями я уничтожил... — Как сообщает Некрасов в одной из своих автобиографических заметок, первые его поэтические опыты относятся к семилетнему возрасту, в гимназические годы он уже писал сатиры на товарищей, а к 15-ти годам составилась целая тетрадь стихов (с. 57). Здесь же приводятся и некоторые детские стихи Некрасова. Некоторые из этих «детских упражнений», по-видимому, вошли в состав юношеского поэтического сборника Некрасова «Мечты и звуки» (1840) (подробнее см.: наст, изд., т. I, с. 640) и, возможно, использованы им в первых прозаических произведениях

(см., например, повесть «Певица» и рассказ «Без вести пропавший пиита», помещенные в т. VII наст. изд.).

Автографы ранних поэтических опытов Некрасова действительно не сохранились.

С. 40. ... в альбомы не писывал; экспромтов не говаривал. — Редко и неохотно Некрасов все же иногда записывал в альбомы своих знакомых стихотворения. Среди них можно назвать «На скользком море жизни бурной» (1839), «Белый день недолог» (1856), «Знаком с Вами будучи лично» (1857) и др. К «альбомным» относится один из шедевров некрасовской лирики — «Вчерашний день, часу в шестом» (1848), — ставший известным лишь после смерти автора. Известно также и несколько экспромтов Некрасова: «Плохо, братцы, беда близко» (1858), «Милый, не брани его» (1866), «В стране, где нет ни злата, ни сребра» (1875) и др.

1874

3. (ПОСЛЕСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ «СТИХОТВОРЕНИЙ» 1873—1874 гг.)

Примечание к настоящему изданию

(С. 40)

Печатается по: Ст 1874, т. III, ч. 6, с. 274, где опубликовано впервые с датой: «1874. Января 27. СПб.».

Автограф не найден.

Комментируемое «Примечание» является по существу кратким авторским послесловием к последнему, действительно наиболее полному прижизненному изданию стихотворений Некрасова, осуществленному в 1873—1874 гг. (незадолго до смерти поэт успел выпустить еще одну книгу стихов «Последние песни» (СПб., 1877), которую можно считать седьмой частью его «Стихотворений»). Даже в совокупности оба названных издания были очень далеки от полноты, не говоря уже о том, что Некрасов не включал в свои собрания сочинений прозаические, драматические, критические и публицистические произведения. По цензурным условиям поэт не мог опубликовать при жизни такие произведения, как поэма «Белинский», «На смерть Шевченко», «Притча», «Бунт», и многие другие стихотворения, написанные до 1873 г. и в последние годы жизни. За пределами Ст 1873—1874 остались многие стихотворения, не включенные в издания по причинам творческого к личного характера («Слезы и нервы», «Сыны „народного бича”», «О. И. Комиссарову» и др.). Сознательно не включены в Ст 1873—1874 стихи из юношеского сборника «Мечты и звуки» (СПб., 1840), многие другие печатавшиеся в разных изданиях стихи, некоторые из которых, возможно, были просто забыты автором. По приблизительным подсчетам основной поэтический корпус издания 1873—1874 гг. в совокупности с «Последними песнями» составляет не более половины стихотворного наследия Некрасова.

Длительная и во многом успешная борьба Некрасова за восстановление цензурных искажений, естественно, также не была доведена автором до конца. Эта задача в основном выполнена несколькими поколениями дореволюционных и советских исследователей. (Подробнее о полноте и исправности прижизненных изданий стихотворений Некрасова см. в работе: Гаркави А. М. Состояние и задачи некрасовской текстологии. — Некр. сб., V, с. 151—173).

С. 40. ... в «Литературном ералаше»... — Речь идет о сатирическом приложении к «Современнику» 1854 г. («тетради» 1—7), в котором наряду с Некрасовым участвовали В. М. и А. М. Жемчужниковы и А. К. Толстой (под коллективным псевдонимом «Козьма Прутков»), А. В. Дружинин, И. И. Панаев, В. С. Курочкин и другие. В разделе «Приложение третье. Юмористические стихотворения разных годов» шестой части Ст. 1873—1874 помещены «Признания труженика», впервые напечатанные анонимно в седьмой тетради «Литературного ералаша».

С. 40. ...«Свистке»... — Речь идет о сатирическом приложении к «Современнику» 1859—1863 гг., в котором наряду с Некрасовым участвовали Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, В. М. и А. М. Жемчужниковы и А. К. Толстой (под коллективным псевдонимом «Козьма Прутков»), М. Е. Салтыков-Щедрин и другие. В разделе «Приложение третье. Юмористические стихотворения разных годов» шестой части Ст 1874 помещены стихотворения Некрасова «Первый шаг в Европу», «Литературная травля», «Песня об Аргусе», «Из автобиографии генерал-лейтенанта Федора Илларионовича Рудометова...», печатавшиеся впервые в № 5, 7 и 9 «Свистка», приложенных к «Современнику» (1860, N° 5; 1861, N° 1; 1863, N° 4).

С. 40. ... частью в рецензиях и фельетонах. — В разделе «Приложение третье. Юмористические стихотворения разных годов» шестой части Ст 1873—1874 помещено стихотворение «Мое разочарование», впервые напечатанное в неподписанной рецензии Некрасова на литературный сборник «Раут» (С, 1851, N° 5), стихотворения «Отрывок» («Родился я в губернии...») и «Деловой разговор», впервые напечатанные в фельетонах Заметки и размышления Нового поэта о русской журналистике» (С, 1851, № 8, 11). В указанный раздел вошли также «Притча о Киселе» и «Перед зеркалом», впервые напечатанные соответственно в «Отечественных записках» (1868, N° 1) и «Будильнике» (1872, N° 1), и стихотворение «Явно родственны с землей», опубликованное в Ст. 1873—1874 впервые.

4. (АВТОРСКИЕ ПОМЕТЫ НА I И II ТОМАХ «СТИХОТВОРЕНИЙ»

(СПб., 1873))

(С. 41)

Печатается по тексту первой публикации.

Впервые опубликовано: Ст 1879, т. IV, с. VII—CXXIV.

В собрание сочинений в качестве особого раздела включается впервые. Автограф не найден.

В марте 1878 г. А. А. Буткевич обратилась к библиографу С. И. Пономареву, жившему на Украине, с просьбой подготовить «посмертное издание сочинений» Некрасова (см.: ЛН, т. 53—54, с. 166). В апреле она отослала Пономареву «копию педантически верную» (там же, с. 168) помет Некрасова на принадлежавших ему экземплярах I и II томов «Стихотворений» 1873 г. (ч. 1—4), позднее указав: «Все заметки брата должны войти в новое издание» (там же, с. 170); «Я бы хотела, чтобы все заметки и указания брата вошли в издание» (там же, с. 178). По словам А. А. Буткевич, в томе III (ч. 5—6) некрасовских помет не содержалось (см.: там же, с. 168, 180).

Местонахождение экземпляра с авторскими пометами и копии, сделанной А. А. Буткевич, установить не удалось. Летом 1878 г. А. А. Буткевич сообщала Пономареву, что т. I находится у Г. 3. Елисеева и что она предполагает впоследствии передать экземпляр «с собственноручными заметками брата» в Публичную библиотеку (см.: там же, с. 177, 180). Сделанную же ею копию она предложила Пономареву оставить себе «на память» (см.: там же, с. 184).

Пометы, сделанные Некрасовым на полях, очевидно, представляли собой датировки (не всегда точные) произведений, указания о перестановках текстов в будущем издании, замечания об обстоятельствах создания тех или иных произведений; в ряде случаев указывалось на необходимость дать пояснения, но написать их Некрасов уже не успел. Пономарев предварял корпус «Примечаний» в т. IV посмертного издания «Стихотворений» Некрасова следующим сообщением: «Важнейшую часть помещаемых ныне примечаний составляют заметки самого поэта, которые сделал он на собственном экземпляре своих стихотворений (изд. 1873 г.). Примечания его приводим все, какие только он успел сделать, и размещаем их в том хронологическом порядке, какой принят при настоящем издании стихотворений в четырех томах. К сожалению, примечания сделаны поэтом только к первым четырем частям прежнего издания, а в 5-й и 6-й части нет никаких заметок, вероятно, потому, что он не успел их сделать. Вообще примечания его немногочисленны и часто весьма кратки» (Ст 1879, с. V).

Таким образом, в настоящем издании пометы Некрасова, использованные и процитированные Пономаревым, извлекаются из его примечаний к т. IV издания 1879 г. и располагаются в соответствии с последовательностью текстов в издании 1873 г. (Ст 1873—1874).

(К стихотворению «Пьяница»)

(С. 41)

У Пономарева: «... написано в 1845, по указанию поэта...» (Ст 1879, т. IV, с. VIII). Ср.: наст, изд., т. I, с. 572.

(К стихотворению «Отрадно видеть, что находит...»)

(С. 41)

У Пономарева: «... написано в 1845, по указанию поэта...» (Ст 1879, т. IV, с. VIII). Ср.: наст, изд., т. I, с. 573.

(К стихотворению «Когда из мрака заблужденья...»)

(С. 41)

У Пономарева: «Поэт указывает его написанным в 1845 году...» (Ст 1879, т. IV, с. VII). Ср.: наст, изд., т. I, с. 580.

(К стихотворению «Извозчик»)

(С. 41)

У Пономарева: «По указанию автора, написано в 1848 г.» (Ст 1879, т. IV, с. XXI). В наст. изд. датируется 1855 г. (см.: т. I, с. 626).

(К стихотворению «Ты всегда хороша несравненно...»)

(С. 41)

У Пономарева: «Автор указывает годом написания 1847-й год» (Ст 1879, т. IV, с. XX). Ср.: наст, изд., т. I, с. 595.

(К стихотворению «Родина»)

(С. 41)

У Пономарева: «Год стихотворению указан автором» (Ст 1879, т. IV,

с. XVI); «... автор замечает под стихотворением: „Примечание нужно”» (там же, с. XVII). Ср.: наст, изд., т. I, с. 586.

(К стихотворению «(Из Ларры)» («Я за то глубоко презираю себя...»))

(С. 41)

У Пономарева: «По поводу этого заглавия поэт замечает...» (Ст 1879, т. IV, с. XXI). Ср.: наст, изд., т. I, с. 583.

(К стихотворению «(Из Ларры)» («В неведомой глуши, в деревне полудикой...»))

(С. 41)

У Пономарева: «Автор относит это к 1846 г.» (Ст 1879. т. IV, с. XV); «... автор (...) дает заглавие: „Подражание Лермонтову”, велит „отнести в приложения”» (там же). Смысл знака N3, неясный поначалу для Пономарева, разъяснила ему А. А. Буткевич в письме от 12 июля 1878 г.: «... помнится мне, что N3— отнести в Приложение — тогда же озадачила меня — я не могла понять, к чему она относится. Верно, забыл брат» (ЛН, т. 53—54, с. 180). Однако в письме от 5 августа 1878 г. она предложила иное истолкование: «„В неведомой глуши” следует оставить в тексте. N3 значит: нужно написать примечание. Примечание брат не написал, между тем как в нем он, вероятно, разъяснил бы, почему не придает этой пьесе значение и относит в Приложение. Без подобного объяснения мы не можем стушевать такую капитальную вещь» (там же, с. 184). Тем не менее Пономарев истолковал N3 как «отнести в приложения», но оставил текст в основном разделе. Ср.: наст, изд., т. I, с. 590.

(К стихотворению «Пускай мечтатели осмеяны давно...»)

(С. 42)

У Пономарева: «По указанию автора, написано в 1845 г.» (Ст 1879, т. IV, с. VIII). Ср.: наст, изд., т. I, с. 580.

(К стихотворению «Так, служба! сам ты в той войне...»)

(С. 42)

У Пономарева: «Год пьесы означен автором. Под этой пьесой автор (...) пишет (...)» (Ст 1879, т. IV, с. CVIII—CIX). Ср.: наст, изд., т. I, с. 591.

(К стихотворению «Муза» («Нет, Музы ласково поющей и прекрасной...»))

(С. 42)

У Пономарева: «Поэт относит это к 1851 году» (Ст 1879, т. IV, с. XXVIII). В наст. изд. датируется 1852 г. (см.: т. I, с. 606).

(К стихотворению «Памяти - -ой» («В тоске по юности моей...»))

(С. 42)

У Пономарева: «Автор объясняет это заглавие следующим примечанием (...)» (Ст 1879, т. IV, с. XXXIV). Ср.: наст, изд., т. I, с. 625.

(К стихотворению «В деревне»)

(С. 42)

У Пономарева: «Отнесено автором к 1853 г.» (Ст 1879, т. IV, с. XXXIII). В наст. изд. датируется 1854 г. (см.: т. I, с. 616).

<К стихотворению «Памяти приятеля» («Наивная и страстная душа...»))

(С. 42)

У Пономарева: «Поэт вспоминает здесь В. Г. Белинского...» (Ст 1879, т. IV, с. XXXIV). Ср.: наст, изд., т. I, с. 613.

(К стихотворению «Старики»)

(С. 42)

У Пономарева: «... над заглавием пьесы он (Некрасов. — Ред.) надписал (...)» (Ст 1879, т. IV, с. CXV). Ср.: наст, изд., т. I, с. 608.

(К стихотворению «Влас»)

(С. 42)

У Пономарева: «Год указан автором» (Ст 1879, т. IV, с. XXXVIII). В наст. изд. датируется 1855 г. (см.: т. I, с. 627).

(К стихотворению «Демону»)

(С. 42)

У Пономарева: «„Нужно примечание”, — писал автор под этим (стихотворением)» (Ст 1879, т. IV, с. LVI). Ср.: наст, изд., т. I, с. 640.

(К стихотворению «Давно — отвергнутый тобою...»)

(С. 43)

У Пономарева: «Год указан автором» (Ст 1879, т. IV, с. XXXIX). В наст. изд. датируется 1855 г. (см.: т. I, с. 624).

(К стихотворению «Застенчивость»)

(С. 43)

У Пономарева: «Автор относит это к 1852 году» (Ст 1879, т. IV, с. XXXII). Ср.: наст, изд., т. I, с. 610.

(К стихотворению «(Из Ларры)» («Тяжелый год — сломил меня недуг...»))

(С. 43)

У Пономарева: «Автор указывает, что это написано в 1856 году» (Ст 1879, т. VI, с. XLVIII). Ср.: наст, изд., т. И, с. 338.

(К стихотворению «Я посетил твое кладбище...»)

(С. 43)

У Пономарева: «Поэт относит это к 1849 г.» (Ст 1879, т. IV, с. XXIII). В наст. изд. датируется 1856 г. (см.: т. II, с. 346).

(К стихотворению «Поражена потерей невозвратной...»)

(С. 43)

См.: Ст 1879, т. IV, с. XXIII. Ср.: наст, изд., т. I, с. 597.

(К стихотворению «Плач детей»)

(С. 43)

См.: Ст 1879, т. IV, с. LIX—LX. Ср.: наст, изд., т. II, с. 366.

(К стихотворению «Кумушки»)

(С. 43)

У Пономарева: «Годом написания поэт указывает 1853; но это несомненная описка, вместо 1863 г.» (Ст 1879, т. IV, с. LXVI). Ср.: наст, изд., т. II, с. 388.

(К стихотворению «Где твое личико смуглое...»)

(С. 43)

У Пономарева: «Написано в 1855 г.» (Ст 1879, т. IV, с. XLIII). Ср.: наст, изд., т. I, с. 639.

(К стихотворению «Что ты, сердце мое, расходилося?»)

(С. 43)

У Пономарева: «Написано в 1860 г.» (Ст 1879, т. IV, с. LVI). Ср.: наст, изд., т. И, с. 369.

(К стихотворению «... одинокий, потерянный...»)

(С. 43)

См.: Ст 1879, т. IV, с. LV. Ср.: наст, изд., т. II, с. 369.

(К стихотворению «20 ноября 1861» («Я покинул кладбище унылое...»))

(С. 43)

См.: Ст 1879, т. IV, с. LXI. Ср.: наст, изд., т. II, с. 380.

(К стихотворению «Памяти - -ва» («Суров ты был, ты в молодые годы...»))

(С. 44)

У Пономарева: «... пишет автор под стихотворением...» (Ст 1879, IV, с. LVII). Ср.: наст, изд., т. И, с. 400.

(К «Сценам из лирической комедии „Медвежья охота”»)

(С. 44)

См.: Ст 1879, т IV, с. LXXV—LXXVI. Ср.: наст, изд., т. III, с. 394.

(К стихотворению «Песня Любы (Из «Медвежьей охоты»)»)

(С. 44)

См.: Ст 1879, т. IV, с. LXXVI. Ср.: наст, изд., т. III, с. 399.

(К стихотворению («Из Гейне») («Душно! без счастья и воли...»))

(С. 44)

См.: Ст 1879, т. IV, с. LXXVII. Ср.: наст, изд., т. III, с. 418.

(К стихотворению «Не рыдай так безумно над ним...»)

(С. 44)

См.: Ст 1879, т. IV, с. LXXVII. Ср.: наст, изд., т. III, с. 415.

<К стихотворению «Мать» («Она была исполнена печали...»))

(С. 44)

См.: Ст 1879, т. IV, с. LXXVII. Ср.: наст, изд., т. III, с. 417.

(К «Стихотворению, посвященному неизвестному другу» («Умру я скоро. Жалкое наследство...»))

(С. 44)

См.: Ст 1879, т. IV, с. LXXIII. Ср.: наст, изд., т. III, с. 408.

(К стихотворению «Папаша»)

(С. 45)

См.: Ст 1879, т. IV, с. CXXIV. Ср.: наст, изд., т. II, с. 361.

(К стихотворению «(Из Ларры)» («Ликует враг, молчит в недоуменье...»))

(С. 45)

См.: Ст 1879, т. IV, с. LXXII. Ср.: наст, изд., т. И, с. 429.

1* Тетрадки с детскими упражнениями я уничтожил, в альбомы не писывал; экспромтов не говаривал.

2* Так в оригинале.

© timpa.ru 2009- открытая библиотека