Редакционные объявления 1843—1846 гг.

ОБЪЯВЛЕНИЯ 1843—1846 гг.

1843

1. (О первом номере преобразованной «Литературной газеты» 1844 г.)

Сегодня, 1 января, вышел и раздается первый № «Литературной газеты», с которою, как уже всем известно, последовало совершенное преобразование. Пригласив себе в издатели известного своею аккуратностию и добросовестно- стию санкт-петербургского книгопродавца А. И. Иванова, «Литературная газета» твердо решилась по мере возможности соответствовать своему назначению — передавать публике своевременно все новое и любопытное в мире наук, искусств, литературы, промышленности, хозяйства и пр. Время покажет, до какой степени осуществит она эти предположения, точное исполнение которых может сделать ее одною из интереснейших газет в России. Вот содержание первого нумера: «Рассказы без начала и без конца». Рассказ первый: «Утро на Невском проспекте», соч. И. И. Панаева. Не говоря о самой статье, полной юмора и животрепещущей современным интересом, политипажи при этой статье прекрасны, они рисованы г-м Агиным, резаны на дереве бароном Клодтом и г-м Дерикером. В отделе «Наук и художеств» находится статья под названием «Церковь Введенья во храм пресвятыя Богородицы в Санкт-Петербурге» — статья, в которой вкратце обозревается архитектурная деятельность одного из замечательнейших наших архитекторов — К. А. Тона; при этой статье находится политипаж, изображающий оригинальную церковь Введенья. В отделе «Критики и библиографии» помещен «Взгляд на главнейшие явления русской литературы в 1843 году» (статья первая). Далее: «Итальянская опера в Петербурге» и затем следует «Смесь», смесь разнообразная, заключающая в себе все, что в настоящую минуту занимает Петербург и может быть интересно для читателей, живущих в провинции. В «Записках для хозяев», отдельном листе, выходящем при каждом нумере «Литературной) газеты», находятся статьи: «Освещение посредством винного спирта», «Об употреблении каучука (резины, эластики)», «Способ приучить молодых волов к запряжке», «Курсы в Парижской консерватории искусств и ремесел», «Первая лекция доктора Пуфа о кухонном деле» и пр. Этот нумер заключает в себе вместо обещанных трех листов четыре листа большого формата. Внешность издания, чистота оттиска, достоинство бумаги, шрифт — все это делает честь издателю, не жалеющему издержек на улучшение газеты. Теперь в редакции находится уже 70 совершенно готовых политипажей, резанных в Петербурге и Париже, не считая тех, которые еще делаются и будут делаться для статей, приготовляемых для следующих нумеров газеты, а статей наготовлено много. (...)

1844

2. Петербург. Физиология,

составленная из трудов русских литераторов. С политипажами, на лучшей веленевой бумаге, 2 части

Содержание следующее: Глава I. Физиология Петербурга. Замечательнейшие здания, церкви, дворцы, памятники, мосты и проч. — Глава II. Характеристика петербургских островов, улиц, переулков, домов и квартир. Васильевский остров. Петербургская сторона. Выборгская. Коломна. Козье болото и проч. Невский проспект. Морская. Гороховая. Мещанская. Сенная. Безымянный переулок и проч. Петербургские углы и проч. — Глава III. Петербургские гульбища. Летний сад. Таврический. Острова. Екатерингоф. Александровский парк. Английская набережная и проч. — Глава

IV. Петербург в разные часы дня и времена года. Петербург весною. Петербург летом. Петербург осенью. Петербург зимою. Петербург утром, днем, ночью. — Глава V. Петербургские праздники и петербургские увеселения. Петербургский Новый год. Петербургская масленица. Петербургский великий пост и проч. Дворянское собрание. Маскарады Большого театра. Клубы, Танцклассы. Лотерейные балы и проч. — Глава VI. Петербургские театры. Большой театр. Русская опера. Замечательнейшие певцы и певицы. Петербургские композиторы. Петербургские оперы. Немецкая опера. Замечательнейшие певцы и певицы и проч. Итальянская опера. Рубини, Тамбурини, Виардо-Гарсия. Балет. Балетмейстеры. Замечательнейшие танцовщики и танцовщицы. Кордебалет. Воспоминание о Тальони. Люсиль Гран. Михайловский театр. Замечательнейшие артисты и проч. Александрийский театр. Актеры и актрисы Александрийского театра. Сочинители и переводчики. Публика. Бенефисы. Театральная критика и проч. Петербургский детский театр. — Глава VII. Петербургская литература. Современное состояние петербургской и вообще русской литературы. Петербургские литераторы. Петербургские сочинители и проч. Отношение петербургской литературы к московской. — Глава VIII. Петербургская журналистика. Взгляд на петербургскую журналистику вообще. Характеристика петербургских газет и журналов. «Отечественные записки». «Библиотека для чтения». «Севернаяпчела». «Литературнаягазета» и проч. Петербургские журналисты. О том, что такое журнальный сотрудник. Отношение петербургской журналистики к московской. — Глава IX. Петербургская книжная торговля. Взгляд на петербургскую книжную торговлю последних годов. Причины частого падения книгопродавцев. Книжные магазины и проч. — Глава X. Характеристика петербургского народонаселения. Некоторые петербургские типы. Петербургский ростовщик. Сочинитель. Актер. Петербургский книгопродавец и пр. — Глава XI. Некоторые петербургские тайны. Квартира с четырьмя выходами. Квартира под вывескою двух платьев и шляпки. Петербургские нищие. Странноприимный дом и проч. Особое прибавление. — Глава XII. Характеристика петербургских рестораций. Гостиницы для приезжающих. Кондитерские и проч. Петербургские магазины. Петербургские знаменитости.

1845

3. Литературные новости

(...) На днях должен выйти (если уже не вышел) первый том «Физиологии Петербурга», составленный из трудов русских литераторов под редакциею Н. А. Некрасова. В этом томе кроме «Вступления» заключается пять следующих статей: «Петербург и Москва», соч. В. Г. Белинского, «Петербургский дворник» Казака Луганского (В. И. Даля), «Петербургские шарманщики» Д. В. Григоровича, «Петербургская сторона» Е. П. Гребенки, «Петербургские углы» Н. А. Некрасова. Статьи украшены политипажами, рисованными гг. Тиммом, Ковригиным, Жуковским, резанные на дереве гг. Бернардским и другими. Нет сомнения, что книгу эту ожидает прием публики весьма благосклонный, потому что потребность в такой книге была довольно уже значительна, а особенный интерес, который всегда будет заключаться для провинциалов во всем, что касается до Петербурга, сделает ее любимым чтением для публики провинциальной. Второй том обещают выдать через месяц.

4. Библиографические и журнальные известия

Кроме великолепного «Тарантаса» А. И. Иванов издал на днях еще две обещанные им книги: первую часть «Физиологии Петербурга», составленной из трудов разных литераторов, и «Краткое практическое наставление для постройки сельских жилых зданий, каменных и деревянных, составленное А. П. Сапожниковым».

«Физиология Петербурга» есть сборник статей, имеющих предметом разные стороны петербургской жизни, живо изображенные в рассказах и живо представленные в политипажах, которыми украшена книга. Статьи писаны гг-ми Белинским, Далем (Луганским), Гребенкою, Григоровичем и Некрасовым* рисунки деланы гг-ми Тиммом, Бернардским и Жуковским.

Книга А. П. Сапожникова заключает в себе восемь больших статей: 1. «Инструменты, необходимые при постройках», 2. «Обозначение на местности плана предполагаемого строения», 3. «О качестве материалов и заготовлении их»,

4. «О производстве строения вчерне и о чистой его отделке»,

5. «О размерах некоторых частей здания», 6. «Исчисление материалов, потребных для здания», 7. «Замечание о прочности зданий» и 8. «О выделывании кирпича и обжигании извести». Все эти статьи объясняются 218-ю политипаж - ными рисунками. Имя г. Сапожникова давно уже известно как имя замечательного художника и основательного знатока своего дела; мы уверены, что книга его — истинная находка для помещиков и вообще для людей, нуждающихся в наставлении для постройки сельских жилых зданий, — сделается скоро настольною книгою у всякого хозяина. Нельзя не благодарить г. Иванова за эти три прекрасные подарка к праздникам, особенно если взять в соображенье цены, назначенные им за эти издания. Две части «Физиологии Петербурга» (из которых на вторую выдается билет) стоят 4 р. с. (с перес. 4 р. 50 к. с.), «Практическое наставление» г. Сапожникова с 218 рисунками, на веленевой бумаге, 3 р. с. (с перес. 3 р. 50 к. с.), а «Тарантас» — великолепнейшее издание, подобного которому еще ничего не было в нашей литературе, — стоит только 4 р. серебром! Дешевле этого едва ли может быть книга, которой напечатание сопряжено было с такими огромными, очевидными издержками. Думаем, что экземпляр «Тарантаса» может служить самым приличным и самым приятным подарком к празднику, как роскошный альманах и вместе с тем как умная книга. (...)

На днях выйдет в свет книжечка под названием «Дедушка Крылов», назначенная для подарка детям к приближающемуся светлому празднику. В этой книжке рассказана биография Крылова с замечательнейшими подробностями и анекдотами из его жизни. Текст украшен портретом Крылова и картинками, изображающими сцены из его жизни. Картинки эти деланы даровитым художником г. Агиным и литографированы в два тона во французской литографии Поля Пети. Книга будет продаваться по 1 руб. сер.; с пересылкой 1 руб. 25 коп. сер. (...)

5. Физиология Петербурга.

Составленная из трудов русских литераторов под редакциею Н. Некрасова.

Издание А. Иванова. Два тома. СПб., 1845 г.

Издание это предпринято по образцу парижских изданий такого рода, каковы: «Un Ete a Paris», «Le Diable a Paris» и друг. Цель его представить верную характеристику Петербурга во всех отношениях. Эти два тома, заключающие в себе до сорока печатных листов, напечатаны на лучшей веленевой бумаге в 8-ю д. л. и содержат в себе до шестидесяти значительной величины политипажей, рисованных лучшими петербургскими рисовальщиками на дереве гг. Тиммом, Жуковским, Ковригиным и др., гравированных гг. Бернардским, Неттельгорстом, Бирустом, Масловым др. Цена обоих томов 4 р. сер. и с пересылкою.

6. Библиографические и журнальные известия

Нас просили известить, что в весьма непродолжительном времени уже оканчивается печатанием книга «Петербургский сборник», изданный Николаем Некрасовым. Содержание ее следующее:

«Бедные люди», роман Федора Достоевского; «Помещик», рассказ в стихах И. Тургенева; «Капризы и раздумье» Искандера; «Парижские увеселения» И. Панаева; «Макбет», трагедия Шекспира, перевод А. Кронеберга; «Мартингал (из записок гробовщика)», князя В. Ф. Одоевского; «Машенька», поэма А. Майкова; «Три портрета», рассказ И. Тургенева; два отрывка из поэмы «Семейство» Н. Некрасова; «Мысли и заметки о русской литературе»

В. Белинского; мелкие стихотворения, «О характере народности в древнем и новейшем искусстве» А. В. Никитенко.

Книга эта заключает в себе с лишком тридцать пять печатных листов большого формата и убористого шрифта, напечатана на отличной веленевой бумаге, и некоторые статьи ее («Помещик», «Парижские увеселения») иллюстрированы. Иллюстраций до 50-ти. Цена книги 4 р. сереб., с пересылкой 4 р. 50 к. Желающие получить эту книгу тотчас по выходе ее могут адресоваться с своими требованиями заблаговременно в книжный магазин П. А. Ратько- ва и комп.

1846

7. (Об издании «Стихотворений» Кольцова)

В течение марта месяца выйдут в свет «Стихотворения Кольцова» с его портретом, факсимилем и с статьею о его жизни и сочинениях, написанною г. Белинским. Издание будет красивое, в нем собрано все, что написано Кольцовым и до сих пор разбросано по разным периодическим изданиям в продолжение с лишком десяти лет.

8. Первое апреля.

Комический иллюстрированный альманах, составленный из рассказов в стихах и прозе, физиологических очерков, достопримечательных писем, куплетов, пародий, анекдотов и пуфов

СОДЕРЖАНИЕ

Проза: 1. Вступление (о том, что такое Первое апреля и что бывает в Первое апреля). 2. «Штука полотна» Д. Г. 3. «Одно из тысячи средств нажить огромное состояние». 4. «Пушкин и ящерицы». 5. «Дядюшка и племянник». 6. «Как один господин приобрел себе за бесценок дом в полтораста тысяч». 7. «Как в новейшее время играют в преферанс образованнейшие люди Европы. С присоединением о важном открытии в Риме». 8. Два физиологические очерка, соч. Говорилина: I. «Водевилист»; II. «Непризнанный поэт». 9. «Достопримечательные письма»: I. «Письмо г. Манилова к даме, приятной во всех отношениях»; II. «Письмо одной девицы »; III. «Письмо посвятительное»; IV. «Письмо одного господина»; V. «Письмо писаря»; VI. «Письмо дворового человека к своей возлюбленной»; VII. «Письмо угнетенной невинности». 10. Славянофил.

Стихи: 1. Ревность. Владимира Бурноокова. 2. Перед дождем. 3. И скучно и грустно. 4. Портретная галерея: I. Портрет ***. II. Портрет ***. III. Портрет *** (Стихотворение, заимствованное из Шиллера и Гете). 5. «Ростовщик». 6. «С цветком в руке». 7. «Женщина, каких много», «Русская песня».

Статьи в стихах и прозе: 1. «Пощечина». 2. «Как опасно предаваться честолюбивым снам. Фарс, совершенно неправдоподобный», соч. гг. Пружинина, Зубоскалова, Белопят- кина и комп.

При этой книге кроме политипажей в самом тексте находятся еще шесть особых политипажных рисунков: «Эманци- пированная чиновница», «Русский мужичок», аллегорические изображения главнейших атрибутов преферанса: 1. Пас.

2. Прикупка. 3. Малина. 4. Ремиз.

Цена 1 р. сер., с пересылкою 1 р. 25 коп. сер.

Примечания

1. (О ПЕРВОМ НОМЕРЕ ПРЕОБРАЗОВАННОЙ «ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЫ»)

Печатается по тексту первой публикации.

Впервые опубликовано в составе «Библиографических и журнальных известий»: 03, 1844, № 1, ценз. разр. — 31 декабря 1843 г., отд. VI, с. 46—47, без подписи.

В собрание сочинений включается впервые.

Автограф не найден.

Предположение о принадлежности этой части фельетона (два других сюжета «Библиографических и журнальных известий», посвященных готовящемуся изданию сочинений В. Ф. Одоевского и первому номеру «Журнала Министерства народного просвещения» на 1844 г., написаны, очевидно, другим автором) Некрасову высказано впервые Б. В. Мельгуновым (НБЛГ, с. 49). Атрибутируется предположительно Некрасову, при возможном участии А. А. Краевского, по следующим данным: преобразование «Литературной газеты» было связано с переходом фактического редактирования этого издания к Некрасову (см.: ПСС, т. XII, с. 13); в «Письме ***ского помещика о пользе чтения книг...» (ЛГ, 1844, 20 апреля, № 15) Некрасов под маской вымышленного фельетонного героя еще раз обращал внимание читателей на объявленное в «Отечественных записках» преобразование газеты (см.: наст, изд., т. XII, кн. 1, с. 78).

Первое известие о преобразовании «Литературной газеты» с 1844 г. было напечатано в одном из фельетонов «Русского инвалида» 1843 г. под рубрикой «Журнальные отметки» (РИ, 1843, 3 сентября, № 197).

С. 39. ... статья, в которой вкратце обозревается архитектурная деятельность - К. А. Тона... — Имеется в виду анонимная статья «Церковь Введения во храм Пресвятыя Богородицы в Санкт-Петербурге» (ЛГ, 1844, 1 января, № 1, с. 7—10).

С. 39. «Взгляд на главнейшие явления русской литературы в 1843 году»... — Эта статья принадлежит Некрасову (см.: наст, изд., т. XI, кн. 1, с. 134—166).

С. 40. «Первая лекция доктора Пуфа о кухонном деле»... — Доктор Пуф — журнальная маска, под которой в приложении к «Литературной газете» — «Записки для хозяев» с начала 1844 г. регулярно выступал В. Ф. Одоевский. .

С. 40. ... вместо обещанных трех листов... — В упомянутом выше предварительном объявлении о преобразовании газеты говорилось, что она «будет еженедельно выходить тетрадями, из которых каждая будет заключать в себе три листа» (РИ, 1843, 5 сентября, № 197, с. 787).

2. ПЕТЕРБУРГ. ФИЗИОЛОГИЯ, СОСТАВЛЕННАЯ ИЗ ТРУДОВ РУССКИХ ЛИТЕРАТОРОВ

Печатается по тексту первой публикации.

Впервые опубликовано: МВ, 1844, 16 сентября, прибавления к № 112, с. 1168, в составе объявления о трех изданиях, предполагаемых петербургским книгопродавцем А. И. Ивановым: «Тарантас» В. А. Соллогуба; «Очерки Южной Франции» М. С. Жуковой и «Петербург. Физиология...», без подписи. Перепечатано там же, в прибавлениях: 30 сентября, № 118; 17 октября, № 125.

В собрание сочинений включается впервые.

Автограф не найден.

Атрибутируется Некрасову (с оговоркой о возможном участии в составлении текста объявления В. Г. Белинского) как первая развернутая программа альманаха Некрасова «Физиология Петербурга» и по связи с фельетоном Некрасова «Литературные новости» (см.: наст, изд., т. XII, кн. 1, с. 144—153), посвященным тем же изданиям Иванова. Комментируемое объявление, опубликованное через два дня после «Литературных новостей», составлено, очевидно, ранее этого фельетона (опубликование в «Московских ведомостях» требовало большего времени) и послужило основой для него. Однако первой по времени публикацией, оповещающей читателей о тех же изданиях, были «Библиографические известия» в сентябрьском номере «Отечественных записок» 1844 г. (ценз. разр. — 30 авг. 1844 г.). Наиболее вероятными составителями их следует считать Белинского и Некрасова. Осведомленный автор «Библиографических известий» назвал и иллюстраторов этих изданий: «художник-любитель» князь Г. Г. Гагарин, граверы барон К. К. Клодт, Неттельгорст и Е. Е. Бернардский. Приводим текст информации об альманахе Некрасова: «„Петербург. Физиология, составленная из трудов русских литераторов”, о которой мы еще ничего сказать не можем, потому что ничего из нее не читали, но обещаемые к ней политипажи, которых исполнение вверено будет от издателя, кажется, тем же искусным художникам, заставляют надеяться, что и это издание не ударит себя лицом в грязь» (03, 1844, № 9, отд. VI, с. 34).

Замысел альманаха относится, очевидно, к весне 1844 г. «Около этого времени, — вспоминал Д. В. Григорович, — в иностранных книжных магазинах стали во множестве появляться небольшие книжки под общим названием „Физиологии”. Каждая книжка заключала описание какого- нибудь типа парижской жизни. Родоначальником такого рода описаний служило известное парижское издание „Французы, описанные сами собою”. У нас тотчас явились подражатели. Булгарин начал издавать точно такие же книжечки, дав им название „комары”; в каждой из них помещался очерк типа петербургской жизни; один из них, „Салопница”, был удачнее других...) Некрасову, практический ум которого был всегда настороже, пришла мысль начать также издавать что-нибудь в этом роде; он придумал издание в нескольких книжках: „Физиология Петербурга”. Сюда кроме типов должны были войти бытовые сцены и очерки из петербургской уличной и домашней жизни» (Григорович. Лит. восп., с. 83).

Из русской нравоописательной литературы 1830-х гг. близко к физиологическим очеркам стоят три книги А. П. Башуцкого под названием «Панорама Петербурга» (1834 г.). Одним из основоположников русского физиологического очерка был И. И. Панаев, который еще в начале 1840 г. напечатал в «Литературной газете» серию очерков под общим заглавием «Портретная галерея». Панаева следует считать автором первого, «типового», очерка для будущей «Физиологии Петербурга», который появился в печати задолго до замысла альманаха. Его физиологический очерк «Русский фельетонист», впоследствии вошедший во вторую часть «Физиологии Петербурга» под заглавием «Петербургский фельетонист», был впервые напечатан еще в мартовском номере «Отечественных записок» 1841 г. К первым русским «Физиологиям» относится и очерк Белинского «Педант» (03, 1842, № 3).

В течение 1844 г. в «Литературной газете» был напечатан ряд физиологических или близких к ним по характеру очерков, которые можно рассматривать (вместе с иллюстрировавшими их политипажами) как заготовки к будущей «Физиологии Петербурга»: «Утро на Невском проспекте» И. И. Панаева (№ 1, 2); «Церковь Введения во храм Пресвя- тыя Богородицы в Санкт-Петербурге» (№ 1); «Собор всех учебных заведений (Смольный монастырь) в Санкт-Петербурге» (№ 10); «Масленичные и святонедельные гулянья в Петербурге» (№ 12); «Нечто о Большом театре и его публике. — Об Александрийском театре» (№ 39). Сам Некрасов подготовил для одного из апрельских номеров «Литературной газеты» 1844 г. свой очерк «Петербургские углы» (специально переработанная часть незавершенного романа «Жизнь и похождения Тихона Тростникова»), который, однако, был запрещен цензурой (см.: наст, изд., т. VII, с. 582). С замыслом «Физиологии Петербурга» связан и фельетон Некрасова «Черты для характеристики петербургского народонаселения» (ЛГ, 1844, № 31, 32; см.: наст, изд., т. XII, кн. 1, с 116—129).

Переговоры Некрасова с будущими участниками альманаха и сбор материалов для него начались в первой половине 1844 г. В июле Некрасов, очевидно, уже готовил объявление о подписке на альманах, в котором намеревался дать перечень подготовленных для него материалов. В письме от 19 июня 1844 г. Некрасов писал Зотову: «Мне нужно знать решительно и поскорее, делаете ли Вы что-нибудь для известной книги, как обещали? и сделаете ли? и что именно?»

К 1 августа Некрасов был уведомлен Зотовым о подготовленных им материалах для альманаха и просил немедленно прислать их с нарочным (ПСС, т. X, с. 40).

Еще ранее Некрасов предложил Д. В. Григоровичу написать для будущей «Физиологии Петербурга» очерк из петербургской уличной жизни. В письме к Зотову от августа 1844 г. он просил узнать у Григоровича, «не поспел ли его „Шарманщик” (...) Я к вам явлюсь во вторник, — писал Некрасов далее. — Нужно Ваше личное указание, какие делать политипажи к Вашим статьям».

К разработке плана издания «Физиологии Петербурга» и непосредственному авторскому участию в альманахе был, очевидно, привлечен и И. С. Тургенев, среди рабочих материалов которого сохранилась запись сюжетов ряда физиологических очерков, прямо корреспондирующих с планом издания в комментируемом объявлении: о Галерной гавани, Сенной площади, о домах на Гороховой улице, ночном Петербурге, толкучем рынке, Апраксином дворе, Невском проспекте и т. д. (Тургенев 2, Соч., т. 1, с. 415). — Летом 1844 г. Тургенев жил на даче в Парголове, часто посещал Белинского на даче у Лесного института, где встречался с Некрасовым (см.: Никитина Н С. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева (1818—1858). СПб., 1995, с. 97—98).

Первое развернутое выступление создателей будущей «Физиологии Петербурга» появилось на страницах «Русского инвалида». В двух фельетонах этой газеты от 30 июля и 13 августа (№ 170 и 182) под общим заглавием «Журнальные отметки» рассматривалось состояние художественно-публицистического освоения петербургской темы русскими писателями в сравнении с французской литературой о Париже. Отдавая должное нравоописательной работе Башуцкого и художественному изучению столицы Гоголем, автор фельетона указывал сферы, типы, черты русской столицы, еще остающиеся вне поля зрения писателей. «Как, например, занимательно, — писал фельетонист «Русского инвалида», — сколько представляет наблюдательному физиологу поводов к интереснейшим соображениям (...) петербургское народонаселение! Офицер, чиновник, писатель, книгопродавец, шарманщик, актер, купец из русских и купец из немцев, магазинщица-француженка, магазинщица-немка, магазинщица-русская, сапожник русский и сапожник-немец и пр. и пр. — все это люди, все это жители одного и того же Петербурга; а между тем сколько между ними разницы, сколько интересных оттенков, которые непременно должны быть подмечены, потому что в них открывается настоящий характер Петербурга» (РИ, 1844, 30 июля, № 170, с. 677; о возможной причастности Некрасова к этим фельетонам см.: наст, изд., т. XII, кн. 2, с. 422). См. также объявление «Литературные новости» (1845 г.).

3. ЛИТЕРАТУРНЫЕ НОВОСТИ

Печатается по тексту первой публикации.

Впервые опубликовано: ФВ, 1845, т. 2 (ценз. разр. — 15 февраля 1845 г.), отд. «Смесь», с. 49, без подписи.

В собрание сочинений включается впервые.

Автограф не найден.

Принадлежность этой части «Литературных новостей» «Финского вестника» (в их состав входят также информации о журнале «Иллюстрация» и «Тарантасе» Соллогуба) Некрасову или Белинскому, совместно работавшим над подготовкой «Физиологии Петербурга» к печати и сотрудничавшим в первых томах «Финского вестника», указана Б. В. Мельгуновым (см.: наст, изд., т. XI, кн. 1, с. 430—431). Однако рекламно-информативный характер заметки не оставляет сомнения в единоличном авторстве Некрасова — собственно издателя альманаха. Опубликованное в заметке содержание первой книги точно соответствует первой части «Физиологии Петербурга».

Основная часть материалов для альманаха под первоначальным названием «Петербург. Физиология, составленная из трудов русских литераторов» начала поступать к Некрасову осенью 1844 г. Так, очерк Е. П. Гребенки «Петербургская сторона», вошедший в первую часть «Физиологии Петербурга», датирован в этой книге 19 сентября 1844 г. В конце сентября—начале октября того же года в № 38 и 39 «Литературной газеты» был помещен очерк В. Луганского (В. И. Даля) «Петербургский дворник» с политипажами и следующим примечанием: «Из приготовляемой книготорговцем А. И. Ивановым к изданию книги „Физиология Петербурга”, о которой мы извещали уже в 36-м нумере нашей газеты. Ред(акция)» (ЛГ, 1844, 28 октября, № 38, с. 631).

Апробация подготовленных для альманаха материалов через редактируемую Некрасовым «Литературную газету» преследовала, очевидно, двойную цель: заинтересовать читателей — будущих подписчиков на «Физиологию Петербурга» и облегчить прохождение альманаха через цензуру. Первоначально очерк Даля цензуровался А. Н. Очкиным, которого насторожили некоторые места «Петербургского дворника». С. -Петербургский цензурный комитет рассматривал это произведение на заседании 3 октября 1844 г. и постановил «напечатать оное по корректуре, одобренной г. цензором Очкиным с теми исключениями, какие в ней были сделаны во время заседания» (НЖ, с. 33).

7 октября 1844 г. в Цензурный комитет поступила рукопись книги «Петербург. Физиология, составленная из трудов русских литераторов», которая была утверждена к печати Очкиным 2 ноября (там же, с. 33). В последовавшем за этим кратком объявлении книгопродавца Иванова были названы цена (4 руб. серебром) и время выхода в свет (декабрь 1844 г.) альманаха «из двух больших томов» (РИ, 1844, 8 ноября, № 282, с. 1008; см. также: ЛГ, 1844, 9 ноября, № 44, «Петербургская хроника», с. 746).

Содержание готовящегося к печати альманаха было объявлено в одном из приписываемых Некрасову фельетонов под рубрикой «Журнальные отметки» в «Русском инвалиде»: «Вот название некоторых статей, приготовленных для „Физиологии Петербурга”: 1. „Петербург и Москва”; 2. „Александринский театр”; 3. „Петербургская сторона”, г. Гребенки; 4. „Петербургский дворник”, статья г. Даля; 5. „Петербургские шарманщики”, статья г. Григоровича; 6. „Петербург зимой и летом”, статья г. В. З(отова); 7. „Петербургский ростовщик” и проч. и проч.» (РИ, 1844, 12 ноября, № 256, с. 1023). О возможной принадлежности этого фельетона Некрасову см.: наст, изд., т. XII, кн. 2, с. 432).

Приведенный неполный список заготовленных редактором статей для альманаха нельзя рассматривать как первоначальный вариант его содержания. Дальнейшая работа Некрасова была направлена на более тщательный отбор произведений и придание альманаху композиционной стройности, внутреннего единства содержания. Некрасову пришлось исключить из содержания «Физиологии Петербурга» свой водевиль «Петербургский ростовщик», из состава альманаха был вынут очерк В. Р. Зотова «Петербург зимой и летом». Отказавшись от намерения поместить в альманахе собственный водевиль, Некрасов предпринял попытку провести через цензуру запрещенный ранее для публикации в «Литературной газете» свой рассказ «Петербургские углы». Это произведение было разрешено цензором А. В. Никитенко для помещения в первой части «Физиологии Петербурга» 11 февраля 1845 г. (его разрешительная помета напечатана на обороте шмуцтитула рассказа Некрасова).

2 января 1845 г. была разрешена к печати вторая часть «Физиологии Петербурга», однако Некрасов не прекращал сбор и поиски материалов для этого издания и его рекламу. С подготовкой альманаха связан его собственный фельетон «Выдержки из записок старого театрала», напечатанный в № 1 «Литературной газеты» 1845 г. (см.: наст, изд., т. XII, кн. 1, с. 188—194). В своем «Письме к доктору Пуфу», опубликованном в № 6 той же газеты от 8 февраля 1845 г., он шутя предлагал «господам составителям „Физиологии Петербурга” и В. Ф. Одоевскому — автору гастрономических статей в „Литературной газете” непременно напечатать в альманахе статью о том, „как едят в Петербурге”» (там же, с. 225).

Первоначальное обещание издателей выпустить альманах в декабре 1844 г. не было выполнено.

С. 42. Статьи украшены политипажами, рисованными гг. Тиммом, Ковригиным, Жуковским, резанные на дереве гг. Бернардским и другими — Кроме названных художников в иллюстрировании «Физиологии Петербурга» участвовали художники и граверы О. П. Неттельгорст, А. Е. Маслов, Э. Бируст (ЛГ, 1845, 28 июня, № 24, с. 441).

С. 42 Второй том обещают выдать через месяц. — Вторая часть «Физиологии Петербурга» была разрешена цензором А. В. Никитенко к выпуску в свет 26 июня 1845 г. (РГИА, ф. 777, оп. 27, № 277, л. 30 об.) и поступила в книжные магазины Петербурга в последних числах июня (см.: наст, изд., т. XI, кн. 1, с. 431).

4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ И ЖУРНАЛЬНЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Печатается по тексту первой публикации.

Впервые опубликованы: 03, 1845, № 4 (ценз. разр. — 31 марта 1845 г.), отд. VI, с. 63—64, без подписи.

В собрание сочинений включается впервые.

Автограф не найден.

Предположение о принадлежности этой части «Известий» Некрасову высказано Б. В. Мельгуновым (НЖ, с. 34). Однако рекламно-информативный характер заметок об издаваемых самим Некрасовым «Физиологии Петербурга» и книге «Дедушка Крылов» не оставляет сомнения в его авторстве.

В первой части альманаха были помещены «физиологии» низших слоев населения, городских трущоб и окраин Петербурга. Кроме «Вступления» В. Г. Белинского и его очерка «Петербург и Москва» здесь помещены: «Петербургский дворник» В. И. Даля, «Петербургские шарманщики» Д. В. Григоровича, «Петербургская сторона» Е. П. Гребенки и «Петербургские углы» Некрасова.

Работа Некрасова и Белинского по подготовке к выпуску первой части «Физиологии Петербурга» и пропаганде альманаха в читательской среде завершилась рекламными рецензиями обоих авторов, напечатанными в № 13 «Литературной газеты» (см.: наст, изд., т. XI, кн. 1, с. 186) и майском номере «Отечественных записок» 1845 г. (Белинский, т. IX, с. 47). Сюда же следует отнести и перепечатку из альманаха в «Литературной газете» очерка Григоровича «Петербургские шарманщики» с примечанием: «Из только что вышедшей книги „Физиология Петербурга”» (ЛГ, 1845, 12 апреля, № 14, с. 238).

Другие информации, входящие в состав «Библиографических и журнальных известий» апрельского номера «Отечественных записок» 1845 г. и не включенные в настоящее издание, принадлежат редакции журнала и издателям книг, к которым Некрасов не имел отношения.

Комментируемое объявление — третье информационно-рекламное произведение Некрасова (ср. два предыдущих объявления — с. 40—41), посвященное «Физиологии Петербурга». Отпечатанная первая часть альманаха поступила в С. -Петербургский цензурный комитет 27 марта 1845 г., и в тот же день Некрасов получил билет на выпуск ее в свет (НЖ, с. 34). Объявление книжного магазина Иванова о поступлении в продажу первой части «Физиологии Петербурга» и выдаче «в непродолжительное время» билетов на вторую часть было напечатано в «Русском инвалиде» от 28 марта 1845 г. (№ 69, с. 276; см. также: ФВ, 1845, т. 3, ценз. разр. — 15 апреля 1845 г., отд. VI, с. 37).

С. 42. Кроме великолепного «Тарантаса»... — См. рецензию Некрасова на «Тарантас» (1845 г.) В. А. Соллогуба (наст, изд., т. XI, кн. 1, с. 195).

С. 43. На днях выйдет в свет книжечка под названием «Дедушка Крылов»... — Эта книга была написана в связи с кончиной И. А. Крылова Д. В. Григоровичем по заказу Некрасова. Разрешенная цензурой к печати 5 апреля и к выпуску в свет 9 апреля 1845 г., книга вышла под заглавием: «Дедушка Крылов. Книга для подарка детям. С портретом Крылова и картинками, изображающими сцены из его жизни» (СПб., 1845). Рецензию Некрасова на эту книгу см.: наст, изд., т. XI, кн. 1, с. 206.

5. ФИЗИОЛОГИЯ ПЕТЕРБУРГА,

СОСТАВЛЕННАЯ ИЗ ТРУДОВ РУССКИХ ЛИТЕРАТОРОВ

ПОД РЕДАКЦИЕЙ) Н. НЕКРАСОВА.

ИЗДАНИЕ А. ИВАНОВА. ДВА ТОМА. СПб., 1845

Печатается по тексту первой публикации.

Впервые опубликовано: ЛГ, 1845, 9 августа, № 30, с. 240.

В собрание сочинений включается впервые.

Автограф не найден.

Некрасов не смог исполнить обещание, данное в объявлении «Литературные новости» (см. с. 41), выпустить второй том «Физиологии Петербурга» в марте 1845 г. (О работе Некрасова и Белинского, направленной на привлечение читательского внимания к готовящейся к печати второй части «Физиологии Петербурга», см.: наст, изд., т. XI, кн. 1, с. 430—435).

В отличие от первой вторая часть «Физиологии Петербурга» представляла собою «физиологии» средних слоев петербургского народонаселения и литературно-театральной сферы столицы. Кроме двух статей Белинского («Александринский театр» и «Петербургская литература») и собственного стихотворения «Чиновник» Некрасов включил в эту книгу следующие произведения: «Омнибус» Говорилина (А. Я. Кульчицкого), «Лотерейный бал» Д. В. Григоровича и «Петербургский фельетонист» И. И. Панаева.

С. 43. «Un Ete a Pans» — «Лето в Париже» (1844). В книге дано описание Парижа, его памятников, городской жизни. Среди участников — Жюль Жанен, Бальзак, Жорж Санд, Эжен Сю. Издание снабжено гравюрами.

С. 43. «Le Diable a Paris». — Полное название: «Le Diable a Pans. Paris et parisiens. Moeurs et coutumes, caracteres et portraits des habitants a Paris» (1845) — «Париж и парижане. Нравы и привычки. Характеры и портреты обитателей Парижа».

6. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ И ЖУРНАЛЬНЫЕ ИЗВЕСТИЯ (С. 44)

Печатается по тексту первой публикации.

Впервые опубликовано: 03, 1846, № 1 (ценз. разр. — 31 декабря 1845 г.), отд. VI, с. 39, без подписи

В собрание сочинений включается впервые.

Автограф не найден.

«Петербургский сборник» был задуман Некрасовым в первой половине 1845 г. как издание нового типа в сравнении с «Физиологией Петербурга» (см. с. 40). Если в предыдущем альманахе Некрасов и Белинский преследовали цель «физиологического» исследования разных сфер жизни Петербурга в очерковой, публицистической форме, то новый альманах должен был стать органом демократического направления русской литературы во всех ее жанрах — прозе, поэзии, публицистике и критике.

К лету 1845 г Некрасов при содействии Белинского уже приобрел несколько рукописей новых произведений разных авторов, которые сразу отсылались на предварительную цензуру А. В. Никитенко — одному из наиболее либеральных петербургских цензоров. Кроме самих Некрасова и Белинского в альманахе согласились участвовать И. И. Панаев, А. Н. Майков, И. С. Тургенев, Н. П. Огарев, В. А. Соллогуб, В. Ф. Одоевский, переводчик А. И. Кронеберг. Д. В. Григорович, участвовавший в «Физиологии Петербурга», в конце мая 1845 г. принес Некрасову рукопись «Бедных людей» — первой повести своего приятеля Ф. М. Достоевского, который только что завершил ее (подробнее см.: наст, изд., т. VIII, с. 770 и далее). 7 июня 1845 г., сообщая Никитенко о намерении издать к началу 1846 г. альманах «Первое января» (первоначальное рабочее название будущего «Петербургского сборника»), куда войдут, в частности, уже процензурованные произведения, Некрасов писал: «Вы ко мне добры, и это дает мне смелости просить Вас взять на себя цензуру этого альманаха. К тем статьям, которые уже у Вас, препровождаю поэму Тургенева „Помещик” и роман г. Достоевского „Бедные люди” (...) Покорнейше Вас прошу просмотреть эти рукописи (хоть к сентябрю месяцу, ради бога!) и отдать Белинскому; по времени будут доставлены к Вам и остальные».

Оставив дела по альманаху на попечение Белинского, Некрасов выехал в Москву, где договорился с А. И. Герценом о подготовке для нового альманаха его статьи «Капризы и раздумье» (см.: ПСС, т. X, с. 45).

Основная редакторская работа Некрасова над новым альманахом велась осенью 1845 г. и шла гораздо быстрее, чем подготовка двух выпусков «Физиологии Петербурга». Этому способствовали не только обретенные к тому времени опыт, широкие литературные связи, но и известная материальная состоятельность, обеспеченная предыдущими изданиями и надежными кредиторами. «Затеял предприятие в 10 тысяч, — сообщал Некрасов сестре А. А. Буткевич в письме от 19 октября 1845 г., — имея только четыре, и всякую копейку, какая есть, принужден отдавать на бумагу, на печать, на картинки и на всякие другие принадлежности. Все это изготовится только к генварю (...) Впрочем, дело идет успешно, потому что я принял к себе в дело по этому предприятию г. Языкова, своего короткого знакомого, имеющего капитал, и чего недостает денег, беру у него, разумеется, в ожидании будущих благ, которые, впрочем, очень верны».

Уверенный в успехе альманаха, Некрасов не предпринял почти никаких действий для его рекламы, однако устная молва — через Григоровича, Белинского и самого Некрасова — разносила известие о готовящемся к печати новом альманахе писателей натуральной школы и о новом литературном даровании — Достоевском, дебютирующем в «Петербургском сборнике» (Достоевский, т. XXVIII, кн. 1, с. 115).

Испытывая, очевидно, недостаток в «мелких стихотворениях» для альманаха, Некрасов в письме к Н. X. Кетчеру от 2 декабря 1845 г. просил его прислать стихи Н. П. Огарева.

Одним из последних авторов, пожелавших принять участие в «Петербургском сборнике», был В. Ф. Одоевский, рассказ которого «Мартингал» готовился автором к печати уже в начале декабря 1845 г. и был передан через Некрасова прямо в типографию, где уже набирался сборник (см.: ПСС, т. X, с. 50—51).

«Петербургский сборник», разрешенный к печати 12 января (на обороте титульного листа альманаха стоят разрешительные подписи трех цензоров: И. Ивановского, А. Никитенко и А. Крылова), вышел в свет 15 января 1846 г. (НЖ, с. 43), в наиболее благоприятное для книжной торговли время, и поступил в петербургские книжные магазины П. А. Ратькова, М. Д. Ольхина и Ю. А. Юнгмейстера.

С. 44. ... два отрывка из поэмы «Семейство» Н. Некрасова... — Взамен этого обещанного в объявлении произведения 3 января 1846 г. Некрасов представил в цензуру для одобрения А. В. Никитенко несколько других своих стихотворений: «В дороге»; «Пьяница»; «Отрадно видеть, что находит...»; «Колыбельная песня». Они были переданы цензору с письмом, в котором Некрасов просил Никитенко поторопиться с присылкой его собственной статьи для альманаха. Одобрив три стихотворения Некрасова самостоятельно, Никитенко счел необходимым заручиться санкцией С. -Петербургского комитета на печатание «Колыбельной песни». На заседании 8 января 1846 г. было одобрено и это стихотворение (см.: наст, изд., т. I, с. 573), вызвавшее по выходе альманаха цензурную бурю.

С. 44. ... мелкие стихотворения... — В «Петербургском сборнике» под этой рубрикой кроме указанных выше стихотворений Некрасова напечатаны: «Тьма (из Байрона)» И. С. Тургенева; два стихотворения A. Н. Майкова; «Для чего природа...»; «Первый поцелуй»; «Римские элегии» И. -В. Гете (XII), перевод И. С. Тургенева; «Mon autographe» B. А. Соллогуба.

7. (ОБ ИЗДАНИИ «СТИХОТВОРЕНИЙ» КОЛЬЦОВА)

Печатается по тексту первой публикации.

Впервые опубликовано: 03, 1846, № 3 (ценз, разр — 28 февраля 1846 г.), отд. VII, с. 40, без подписи.

В собрание сочинений включается впервые.

Автограф не найден.

Комментируемое объявление помещено среди других объявлений и информаций под общей рубрикой «Библиографические и журнальные известия». Одна из заметок, посвященная Н. В. Гоголю, приписана В. Г. Белинскому (Белинский, т. XIII, с. 241).

Летом 1845 г. Белинский задумал издать полное собрание стихотворений А. В. Кольцова. В течение августа—сентября им была написана большая вступительная статья «О жизни и сочинениях Кольцова». Рукопись книги была сдана в цензуру 27 ноября того же года (см.: Белинский В. Г Собрание сочинений. В 9-ти т. Т. 8. М., 1982, с. 661) и с цензурным разрешением от 5 февраля вышла в свет около 1 марта 1846 г под названием «Стихотворения Кольцова. С портретом, его факсимиле и статьею о его жизни и сочинениях, написанною В. Белинским. Издание Н. Некрасова и Н. Прокоповича. В типографии Военно-учебных заведений. 1846».

Еще в первых числах января 1846 г. Белинский сообщал в письме к А. И. Герцену, что осуществляет это издание вдвоем с книгопродавцем М. Д. Ольхиным. Однако, судя по тому, что в числе издателей вышедшей книги нет имени Белинского, следует думать, что его работа ограничилась написанием статьи и, возможно, участием в составлении сборника. Наиболее вероятно, что Некрасову, опытному редактору и тонкому ценителю поэзии, Белинский, занятый в это время подготовкой своего альманаха «Левиафан», передоверил основную работу по составлению и редактированию книги. Поэт Н. Я. Прокопович, очевидно, помогал Некрасову в хлопотах по изданию. Наиболее вероятные авторы комментируемого объявления — Некрасов и Белинский.

Книга была разрешена к выпуску в свет 15 апреля 1846 г. (НЖ, с. 49; см. также наст, том, кн. 2).

8. ПЕРВОЕ АПРЕЛЯ

КОМИЧЕСКИЙ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ АЛЬМАНАХ,

СОСТАВЛЕННЫЙ ИЗ РАССКАЗОВ В СТИХАХ И ПРОЗЕ,

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОЧЕРКОВ, ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫХ

ПИСЕМ, КУПЛЕТОВ, ПАРОДИЙ, АНЕКДОТОВ И ПУФОВ

Печатается по тексту первой публикации.

Впервые опубликовано: СП, 1846, 1 апреля, № 73, с. 292, без подписи. В собрание сочинений включается впервые.

Автограф не найден.

Материал для юмористического альманаха Некрасов собирал одновременно с подготовкой и составлением «Петербургского сборника». В новом качестве это издание должно было продолжить традицию некрасовских «Статеек в стихах, без картинок» (об этом издании 1843 г. см.: наст, изд., т. XII, кн. 1, с. 22). Эта идея возникла у Некрасова, очевидно, еще во время посещения им А. И. Герцена летом 1845 г. 8 октября того же года Ф. М. Достоевский писал брату: «Некрасов (...) в день же приезда своего, у меня вечером, подал проект летучему маленькому альманахукоторый будет созидаться посильно всем литературным народом, но главным его редактором будем я, Григоров(ич) и Некрасов Последний берет издержки на свой счет. Альманах будет в 2 печат(ных) листа и выходить будет один раз в две недели, 7-го и 21-го каждого месяца. Название его „Зубоскал”; дело в том, чтобы острить и смеяться над всем, не щадить никого, цепляться за театр, за журналы, за общество, за литературу, за происшествия на улицах, за выставку, за газетные известия, за иностранные известия, словом, за все, все это в одном духе и в одном направлении (...) Во-первых, он будет с иллюстрациями. Эпиграфом берутся знаменитые слова Булгарина из фельетона „Северной пчелы”, что „мы готовы умереть за правду, не можем без правды” и т. д., и подпишет Фаддей Булгарин. То же будет написано в объявлении, которое пойдет 1-го числа ноября. Статьи для первого нумера будут Некрасова, о некоторых (разумеется, на днях случившихся) петербургских) подлостях. 2. Будущий роман Евг. Сю „Семь смертных грехов” (на 3-х страницах весь роман). Обозрение всех журналов. Лекция Шевырева о том (. .) что когда он был в колизее и прочел двум дамам, с ним бывшим, несколько стансов из Пушкина, то все лягушки и ящерицы, бывшие в колизее, сползлись его слушать. (...) Потом последнее заседание славянофилов, где торжественно докажется, что Адам был славянин и жил в России, и по сему случаю покажется вся необыкновенная важность и польза разрешения такого великого социального вопроса для благоденствия и пользы всей русской нации. Потом в отделе искусств и художеств „Зубоскал” отдаст полную справедливость „Иллюстрации” Кукольника (...) Григоров(ич) напишет „Историю недели” и поместит несколько своих наблюдений. Я буду писать „Записки лакея о своем барине” и т. д. Видишь, что журнал будет весьма веселый, вроде „Guepes” Карра. (...) Некрасов будет помещать и стихи» (Достоевский, т. XXVIII, кн. 1, с. 113-114).

Кроме Достоевского и Григоровича Некрасов приглашал к участию в «Зубоскале» и некоторых московских авторов (ПСС, т. X, с. 49).

Возможно, с намерением инициаторов «Зубоскала» отдать должную справедливость «Иллюстрации» Кукольника было связано предложение Некрасова Н. В. Кукольнику (в форме открытого письма от 24 октября 1845 г.) поместить в ближайшем номере его журнала антибулгаринское стихотворение «Он у нас осьмое чудо...». «Если ж Вы почему-либо найдете неудобным напечатать это стихотворение в нынешнем №, — писал Некрасов, — то уж не печатайте его вовсе». Журнальная перепалка, которая разгорелась бы после такой публикации, могла дать пищу для сатирических «выходок» «Зубоскала»

Объявление о «Зубоскале», написанное Достоевским по поручению и, вероятно, при некотором участии Некрасова, было напечатано в ноябрьском номере «Отечественных записок» 1845 г. Здесь открыто декларировалось сатирическое направление «Зубоскала», «смех над всем, над всем». Автор объявления обещал высмеивать «весь (...) Петербург, с его блеском и роскошью, громом и стуком, с его бесконечными типами, с его бесконечною деятельностью, задушевными стремлениями, с его господами и сволочью (...) позлащенной и непозлащенной, аферистами, книжниками, ростовщиками» (Достоевский, т. XVIII, с. 7, 8).

С идеей «Зубоскала» связан, очевидно, и сохранившийся в фондах Государственного русского музея (инв. № Р-7599) рисунок художника- иллюстратора А. А. Агина, изображающий веселого толстяка с торчащим из кармана сюртука журналом или книгой под названием «Записки Зуб(оскала)» (Иллюстрированный альманах. Издание И. И. Панаева и Н. А. Некрасова. 1848. Приложение к факсимильному воспроизведению. М., 1990, с. 19, 28). В «Иллюстрированном альманахе» (см. с. 61) этот рисунок был использован в переработанном виде в качестве иллюстрации к повести Е. П. Гребенки «Заборов».

Намерения авторов объявленного «Зубоскала» и обещание быть «отголоском правды» предопределили решение цензуры. «„Зубоскал”, к которому я написал предисловие и для которого изготовлена была заглавная виньетка, — вспоминал Д. В. Григорович, — был запрещен до появления первого выпуска. Одна неосторожная фраза в объявлении: „«Зубоскал» будет смеяться над всем, что достойно смеха”, — послужила поводом к остановке издания» (Григорович, с. 81—82).

Это свидетельство подтверждается и письмом Некрасова к Н. X. Кет- черу от 2 декабря 1845 г.: «„Зубоскал” (...) выходить не будет; почему? по обстоятельствам, не зависящим от редакции. Впрочем, оригинал, для него приготовленный, напечатается под другим заглавием и выйдет не выпусками (чего нельзя), а вдруг целой книгой. Поэтому все-таки хорошо бы, если бы прислали мне из Москвы статейку, другую, о чем я писал».

«Некрасов был человек упорный, настойчивый, — писал далее Григорович, — запрещение „Зубоскала” не охладило его издательскую деятельность. Вскоре придумал он новую книжку: „Первое апреля”. Я снова написал к ней предисловие и небольшой рассказ „Штука полотна”» (Григорович, с. 82).1*

«Первое апреля» не потребовало больших дополнительных затрат, хотя новый альманах и не повторял «Зубоскала». Для иллюстрации к фарсу «Как опасно предаваться честолюбивым снам» Некрасов воспользовался отчасти старыми клише некоторых переводных изданий (Фельетоны сороковых годов. М.—Л., 1930, с. 367), отчасти рисунками, заказанными специально для «Первого апреля» художникам А. А. Агину, П. А. Федотову и другим, имена которых пока не установлены.

Одновременная подготовка двух некрасовских изданий («Петербургского сборника» и «Зубоскала») и объявления о них дали повод Ф. В. Булгарину для очередных нападок на Некрасова и писателей натуральной школы. «Долго, очень долго говорили в литературном мире, — писал он на следующий день после публикации объявлений о поступлении в продажу «Петербургского сборника», — что выйдет в свет собрание разных литературных новостей, написанных известными русскими писателями, и в „Отечественных записках” наконец объявили, что это собрание новостей примет заглавие „Зубоскала” и будет выходить книжками или томами под редакциею г. Некрасова. Имя одного известного писателя было объявлено, а теперь сделалась известною и книга, но уже под заглавием „Петербургский сборник”. Искренно благодарим тех умных людей, которые для соблюдения приличия в русской словесности посоветовали издателю переменить заглавие книги. Из разбора „Физиологии Петербурга” читатели наши знают, что г. Некрасов принадлежит к новой, т. е. натуральной, литературной школе, утверждающей, что должно изображать правду без покрова. Мы, напротив, держимся правила, изложенного в книге „Поездка в Ревель”: „Правда тогда только хороша, когда ее вымоют и причешут”» (СП, 1846, 26 января, № 22, с. 86).

Редактор «Петербургского сборника» был вынужден отвечать Булгарину в специальном письме «В редакцию „Отечественных записок”», напечатанном в № 2 этого журнала (см.: наст, том, кн. 2).

Альманах «Первое апреля», разрешенный цензурой к печати 5 марта и к выпуску в свет 27 марта 1846 г. (НЖ, с. 54), поступил в продажу 1 апреля 1846 г. В тот же день об этом объявили книжные магазины М. Д. Ольхина и П. А. Ратькова (СП, 1846, 1 апреля, № 73, с. 282; Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции, 1846, 1 апреля, N° 73, с. 4), затем магазин Ю. А. Юнгмейстера (РИ, 1846, 3 апреля, № 75, с. 300). Наиболее вероятный автор комментируемого текста, составленного для объявлений магазинов Ольхина и Ратькова, — Некрасов.

С. 45. «Одно из тысячи средств нажить огромное состояние». — Фельетон, приписывавшийся Некрасову без достаточных оснований (см.: наст, изд., т. XII, кн. 1, с. 424).

С. 45. «Пушкин и ящерицы». — Фельетон Некрасова (см.: наст, изд., т. XII, кн. 1, с. 249).

С. 45. «Дядюшка и племянник». — Фельетон, приписывавшийся Некрасову без достаточных оснований (см.: наст, изд., т. XII, кн. 2, с. 424).

С. 45. «Как один господин приобрел себе за бесценок дом в полтораста тысяч». — Фельетон, приписывавшийся Некрасову без достаточных оснований (см.: наст, изд., т. XII, кн. 2, с. 424).

С. 45. «Как в новейшее время играют в преферанс образованнейшие люди Европы. С присоединением о важном открытии в Риме». — Фельетон А. Я. Кульчицкого, которому принадлежат и «Два физиологических очерка...», подписанных псевдонимом «Говорилин».

С. 45. «Достопримечательные письма»... — Цикл фельетонов Некрасова (см.: наст, изд., т. XII, кн. 1, с. 239).

С. 45. «Славянофил». — Фельетон, приписывавшийся Некрасову без достаточных оснований (см.: наст, изд., т. XII, кн. 2, с. 424).

С. 45. Стихи... — Все стихотворения этого отдела альманаха, кроме «С цветком в руке...» (см. о нем: наст, изд., т. I, с. 708), включены в основной корпус и «Dubia» I т. настоящего издания.

С. 45. «Пощечина». — Фельетон Некрасова (см.: наст, изд., т. XII, кн. 1, с. 249—251).

С. 45. «Как опасно предаваться честолюбивым снам» ~ гг. Пружинина, Зубоскалова, Белопяткина и комп. — Коллективный фарс Некрасова, Д. В. Григоровича и Ф. М. Достоевского (см.: наст, изд., т. VII, с. 471).

1* Через 12 лет Некрасов и Григорович вернулись к идее юмористического периодического издания под названием «Зубоскал». Обсуждение первого номера «Зубоскала», состава его участников и объявления о его издании частично отражено в письме Григоровича к Некрасову от 5 октября (1857) г. (АСК, с. 97—98). Судьба этого несостоявшегося замысла остается пока непроясненной.

© timpa.ru 2009- открытая библиотека