Предисловие (к сборнику "Складчина")

7. ПРЕДИСЛОВИЕ (К СБОРНИКУ «СКЛАДЧИНА»)

Мысль о пожертвовании от литературы в пользу голодающих Самарской губернии, возникшая первоначально в кругу нескольких лиц, встретила живейшее сочувствие петербургских литераторов и ученых. Ответом на нее было предприятие, около которого сгруппировались они, как на нейтральной почве, чтобы соединить общие свои усилия в одном бескорыстном желании помочь нуждающимся.

Немедленно составилось общее собрание из большей части находившихся в Петербурге литераторов. За первым последовали вскоре еще два собрания, в которых многие приняли участие лично, а некоторые впоследствии изъявили свое желание присоединиться к участию в общем деле: В. П. Безобразов, В. П. Гаевский, Н. В. Гербель, И. А. Гончаров, И. Ф. Горбунов, А. Д. Градовский, Я. К. Грот, Ф. М. Достоевский, П. А. Ефремов, Н. Н. Каразин, В. Ф. Корш, А. А. Краевский, В. и Н. С. Курочкины, В. В. Лесе- вич, Н. С. Лесков, А. Н. Майков, Б. М. Маркевич, М. А. Маркович (Марко-Вовчок), князь В. П. Мещерский, Д. Д. Минаев, Н. К. Михайловский, Н. А. Некрасов, А. В. Никитенко, А. Н. Островский, А. Н. Плещеев, К. П. Победоносцев, А. Ф. Погосский, А. А. Потехин, Я. П. Полонский, А. Н. Пыпин, М. Е. Салтыков (Щедрин), М. И. Семевский, граф В. А. Соллогуб, М. М. Стасюлевич, Н. Н. Страхов, А. С. Суворин, Т. И. Филиппов.

Положено было безвозмездными трудами литераторов и ученых издать сборник объемом от тридцати пяти до сорока печатных листов, по доступной большинству публики цене, именно по 3 рубля за экземпляр; печатать десять тысяч экземпляров и назвать книгу «Складчиной».

Определено было также пригласить к безвозмездному печатанию книги несколько типографий, с разделением между ними всего количества изготовляемых к печати листов.

На это с полною готовностию вызвались типографии гг. Балашова, Безобразова, Вольфа, Глазунова, Котомина, Майкова, Меркульева, Сущинского, Траншеля и «Товарищества Общественной пользы».

Готовность участвовать в пожертвовании изъявили также известные бумажные фабриканты гг. Варгунины, сделавшие значительную уступку на большом количестве потребной для напечатания десяти тысяч экземпляров бумаги.

Затем приступлено было к избранию, из присутствовавших в общем собрании литераторов, шести лиц, которые могли бы взять на себя заботы по изданию сборника, требовавшему кроме чтения и классификации литературного материала еще достаточной опытности в издательском деле. Избраны были гг. Гончаров, Ефремов, Краевский, князь Мещерский, Некрасов и Никитенко. Сверх того, к чтению и оценке доставляемого в «Складчину» материала предложено было приглашать и других участвовавших в общем собрании литераторов.

Избранный таким образом комитет прежде всего объявил в газетах о предположенном издании сборника, приглашая гг. литераторов к безвозмездным приношениям их трудов, а к писателям, отсутствующим из Петербурга, отнесся письменно. Все отозвались сочувственно, и некоторые из них, как например князь П. А. Вяземский, И. С. Тургенев и граф А. К. Толстой, поспешили доставить свои приношения даже ранее означенного срока, 1 февраля. Другие доставили свои статьи вскоре после срока, иные же значительно замедлили — и это последнее обстоятельство было причиною, что набор сборника не мог быть начат, как предполагалось, 1-го февраля, а приступлено к нему только в первых числах марта. За всем тем, от общего собрания литераторов в декабре 1873 года, на котором окончательно решено было издание сборника, до выхода книги в свет прошло не более трех месяцев. Считаем долгом заявить, что скорому окончанию дела содействовали с своей стороны и названные содержатели типографий. При условии печатания книги в 10-ти типографиях неизбежно возникали затруднения, вследствие которых иная статья, набранная уже в одной типографии, переходила для набора в другую; был также случай, что набор переносился в другую типографию для печатания; притом и самый объем книги превзошел предположенные 40 листов; таким образом, первоначальный план разделения труда между 10 типографиями поровну оказался невыполнимым: некоторые типографии — Безобразова, Вольфа, Глазунова, Котомина — набрали и напечатали более 4 листов; типографиею г. Балашова, отпечатавшею в сборник три листа, набрано было собственно более шести. Типография г. Котомина кроме пяти с лишком листов текста напечатала обертку, заглавный лист, предисловие и оглавление.

Переплетных дел мастер Б. С. Бородин также сделал значительное пожертвование, понизив цену за брошюровку и приняв на себя безвозмездно упаковку экземпляров и доставление их в почтамт для рассылки иногородним подписчикам.

Вот краткая история дела, представляемая здесь вместе с результатом его — с готовою книгою.

На все добровольные благотворительные приношения смотрят обыкновенно как на евангельскую лепту; на литературные тем более должно смотреть так. Воззвание к помощи застало литераторов врасплох; кто имел готовое, тот поспешил отделить часть от целого; другим пришлось создавать новое, притом в определенный краткий срок — в какой-нибудь месяц. Эта краткость срока, конечно, была причиною и того, что некоторые писатели, заявившие полное сочувствие к делу, не успели доставить свои труды.

Общество с своей стороны выразило сочувствие мысли литераторов полным ее одобрением. При первом объявлении об издании сборника в места, открытые для предварительной подписки, начали немедленно поступать требования со взносом, часто превышавшим назначенную цену.

Судя по этому, можно надеяться, что теперь, когда литераторы довели свое предприятие до предположенной цели, и участие общества к этому делу не оскудеет до конца.

Примечания

Печатается по изд.: Складчина. Литературный сборник, составленный из трудов русских литераторов в пользу пострадавших от голода в Самарской губернии. СПб., 1874, где помещено без подписи в качестве редакционного предисловия к книге.

Основными авторами комментируемого предисловия следует считать Некрасова и П. А. Ефремова — действительных составителей и редакторов «Складчины» (об истории создания сборника см. с. 640 и далее).

Некрасов поместил в «Складчине» свои «Три элегии». В память о совместной работе над «Складчиной» 19 марта 1874 г. поэт подарил П. А. Ефремову свой фотопортрет со стихотворной надписью: «Взглянув чрез много, много лет...» (наст, изд., т. 3, с. 131).

Первая партия «Складчины» (2000 экз.) вышла в свет 25 марта 1874 г.; 12 апреля того же года было выпущено в свет еще 8000 экз. сборника. Огромный тираж книги разошелся в течение года (на 31 марта 1875 г. оставалось 913 непроданных экземпляров). В Самару было отправлено 22 464 руб. (PC, 1874, № 4, прил., с. 12—14).

В апрельской книжке «Отечественных записок» Н. К. Михайловский писал: «„Складчина” имеет до сих пор громадный успех: две тысячи экземпляров были расхватаны в два дня, и до 8000 рублей уже послано в Самару. И только за неимением достаточного количества готовых экземпляров продажа была временно приостановлена. Это успех вполне заслуженный, и не только потому, что цель издания благотворительная. Мне случалось слышать выражения недовольства содержанием „Складчины”. Но это недовольство совершенно неосновательно, потому что неосновательны были надежды, что в „Складчине” развернутся и предстанут во всеоружии все литературные силы. Откуда взялись эти надежды? На общем собрании литераторов, заявивших свое сочувствие предприятию, положено было, что все тенденциозное, полемическое, даже резко публицистическое должно быть изгнано из „Складчины”; решение вполне разумное, потому что сборник нынче представил бы из себя очень странный арсенал. — Вследствие этого, например, г. Погодин, автор „бранных посланий”, должен был явиться без бранного послания (он дал очень интересную вещь), кн. Мещерский — без „гражданского” элемента, г. Салтыков — без сатиры; г. Некрасов — с „тремя элегиями”, г. Гончаров должен был тоже обратиться назад, к „Фрегату Палладе”; г. Тургенев — к „Запискам охотника” и проч. Словом, почти все писатели должны были предстать не в своем обыкновенном теперешнем виде, а либо должны были возвратиться к пройденному уже, либо явиться, если позволено будет так выразиться, без соли. И все, что могло быть достигнуто при таких наложенных необходимостью условиях, действительно достигнуто. „Складчина” — идеал бестенденциозного сборника. Критике она, конечно, не подлежит, потому что всяко даяние благо и всяк дар совершен» (03, 1874, № 4, отд. II, с. 408—409). Подробный обзор критических отзывов о «Складчине» см. в статье Н. И. Соколова «Н. В. Шелгунов о литературном сборнике „Складчина”» (РЛ, 1965, № 3, с. 147—159).

© timpa.ru 2009- открытая библиотека