Когда из мрака заблужденья Горячим словом убежденья Я душу падшую извлек И, вся полна глубокой муки, Ты прокляла, ломая руки, Тебя опутавший порок; Когда, забывчивую совесть Воспоминанием казня, Ты мне передавала повесть Всего, что было до меня; И вдруг, закрыв лицо руками, Стыдом и ужасом полна, Ты разрешилася слезами, Возмущена, потрясена, - Верь: я внимал не без участья, Я жадно каждый звук ловил... Я понял всё, дитя несчастья! Я всё простил и всё забыл. Зачем же тайному сомненью Ты ежечасно предана? Толпы бессмысленному мненью Ужель и ты покорена? Не верь толпе - пустой и лживой, Забудь сомнения свои, В душе болезненно-пугливой Гнетущей мысли не таи! Грустя напрасно и бесплодно, Не пригревай змеи в груди И в дом мой смело и свободно Хозяйкой полною войди! (1846) |
Примечания
Печатается по Ст 1879, т. I, с. 5-6, где ст. 15-16 приведены в последней авторской редакции.
Впервые опубликовано: ОЗ, 1846, No 4 (ценз. разр. - 28 марта 1846 г.), с. 403-404, с подписью: "Николай Некрасов".
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных издания "Стихотворений". Помещено также в изданном Некрасовым сборнике "Для легкого чтения" (т. I. СПб., 1856).
Беловой автограф - ГБЛ (Солд. тетр., л. 71-72).
В сборнике "Для легкого чтения" датировано: "1845". Та же дата, со ссылкой на указание автора, в Ст 1879.
Н. Г. Чернышевский, высоко ценивший интимную лирику Некрасова, писал поэту 5 ноября 1856 г.: "... поэзия сердца имеет такие [же] права, как и поэзия мысли <...> "Когда из мрака заблужденья...", "Давно, отвергнутый тобою...", "Я посетил твое кладбище...", "Ах ты, страсть роковая, бесплодная..." буквально заставляют меня рыдать..." (т. XIV, с. 322). А. В. Дружинин писал о стихотворении "Когда из мрака заблужденья...": "... превосходнейшее, истинно высокое создание" (Зельдович М. Г. Неопубликованная статья А. В. Дружинина о Некрасове. - Некр. сб., IV, с. 246). Под влиянием этого стихотворения Добролюбов написал свое "Не диво доброе влеченье...". Пытаясь опровергнуть принципы революционно-демократической этики, Ф. М. Достоевский всю вторую часть своих "Записок из подполья" (1864) построил на полемике с комментируемым стихотворением. Впрочем, отношение Достоевского к нему было сложным; он цитировал его я "Селе Степанчикове" и "Братьях Карамазовых", декламировал (21 ноября 1880 г.) на чтении в пользу Литературного фонда (см.: Гин М. Некрасов и Достоевский. - Север, 1971, No 11, с. 119-120).
Положено на музыку (А. А. Шахматов, 1902).