• Наши партнеры
    Mskgrp1.ru - http://mskgrp1.ru/ монтаж котельной в частном доме цена.
  • Прекрасная партия ("У хладных невских берегов...")

    
    1
    
    У хладных невских берегов,
    В туманном Петрограде,
    Жил некто господин Долгов
    С женой и дочкой Надей.
    
    Простой и добрый семьянин,
    Чиновник непродажный,
    Он нажил только дом один -
    Но дом пятиэтажный.
    
    Учась на медные гроши,
    Не ведал по-французски,
    Был добр по слабости души,
    Но как-то не по-русски:
    
    Есть русских множество семей,
    Они как будто добры,
    Но им у крепостных людей
    Считать не стыдно ребры.
    
    Не отличался наш Долгов
    Такой рукою бойкой
    И только колотить тузов
    Любил козырной двойкой.
    
    Зато господь его взыскал
    Своею благодатью:
    Он город за женою взял
    И породнился с знатью.
    
    Итак, жена его была
    Наклонна к этикету
    И дом как следует вела,-
    Под стать большому свету:
    
    Сама не сходит на базар
    И в кухню ни ногою;
    У дома их стоял швейцар
    С огромной булавою;
    
    Лакеи чинною толпой
    Теснилися в прихожей,
    И между ними ни одной
    Кривой и пьяной рожи.
    
    Всегда сервирован обед
    И чай весьма прилично,
    В парадных комнатах паркет
    Так вылощен отлично.
    
    Они давали вечера
    И даже в год два бала:
    Играли старцы до утра,
    А молодежь плясала;
    
    Гремела музыка всю ночь,
    По требованью глядя.
    Царицей тут была их дочь -
    Красивенькая Надя.
    
    2
    
    Ни преждевременным умом,
    Ни красотой нимало
    В невинном возрасте своем
    Она не поражала.
    
    Была ленивой в десять лет
    И милою резвушкой:
    Цветущ и ясен, божий свет
    Казался ей игрушкой.
    
    В семнадцать - сверстниц и сестриц
    Всех красотой затмила,
    Но наших чопорных девиц
    Собой не повторила:
    
    В глазах природный ум играл,
    Румянец в коже смуглой,
    Она любила шумный бал
    И не была там куклой.
    
    В веселом обществе гостей
    Жеманно не молчала
    И строгой маменьки своей
    Глазами не искала.
    
    Любила музыку она
    Не потому, что в моде;
    Не исключительно луна
    Ей нравилась в природе.
    
    Читать любила иногда
    И с книгой не скучала,
    Напротив, и гостей тогда
    И танцы забывала;
    
    Но также синего чулка
    В ней не было приметы:
    Не трактовала свысока
    Ученые предметы,
    
    Разбору строгому еще
    Не предавала чувство
    И не трещала горячо
    О святости искусства.
    
    Ну, словом, глядя на нее,
    Поэт сказал бы с жаром:
    "Цвети, цвети, дитя мое!
    Ты создана недаром!.."
    
    Уж ей врала про женихов
    Услужливая няня.
    Немало ей писал стихов
    Кузен какой-то Ваня.
    
    Мамаша повторяла ей:
    "Уж ты давно невеста".
    Но в сердце береглось у ней
    Незанятое место.
    
    Девичий сон еще был тих
    И крепок благотворно.
    А между тем давно жених
    К ней сватался упорно...
    
    3
    
    То был гвардейский офицер,
    Воитель черноокий.
    Блистал он светскостью манер
    И лоб имел высокий;
    
    Был очень тонкого ума,
    Воспитан превосходно,
    Читал Фудраса и Дюма
    И мыслил благородно;
    
    Хоть книги редко покупал,
    Но чтил литературу
    И даже анекдоты знал
    Про русскую цензуру.
    
    В Шекспире признавал талант
    За личность Дездемоны
    И строго осуждал Жорж Санд,
    Что носит панталоны;
    
    Был от Рубини без ума,
    Пел басом "Caro mio"
    И к другу при конце письма
    Приписывал: "addio".
    
    Его любимый идеал
    Был Александр Марлинский,
    Но он всему предпочитал
    Театр Александринский.
    
    Здесь пищи он искал уму,
    Отхлопывал ладони,
    И были по сердцу ему
    И Кукольник и Кони.
    
    Когда главою помавал,
    Как некий древний магик,
    И  диким зверем завывал
    Широкоплечий трагик,
    
    И вдруг влетала, как зефир,
    Воздушная Сюзета -
    Тогда он забывал весь мир,
    Вникая в смысл куплета.
    
    Следил за нею чуть дыша,
    Не отрывая взора,
    Казалось, вылетит душа
    С его возгласом: "фора!"
    
    В нем бурно поднимала кровь
    Все силы молодые.
    Счастливый юноша! любовь
    Он познавал впервые!
    
    Отрада юношеских лет,
    Подруга идеалам,
    О сцена, сцена! не поэт,
    Кто не был театралом,
    
    Кто не сдавался в милый плен,
    Не рвался за кулисы
    И не платил громадных цен
    За кресла в бенефисы,
    
    Кто по часам не поджидал
    Зеленую карету
    И водевилей не писал
    На бенефис "предмету"!
    
    Блажен, кто успокоил кровь
    Обычной чередою:
    Успехом увенчал любовь
    И завелся семьею;
    
    Но тот, кому не удались
    Исканья,- не в накладе:
    Прелестны грации кулис -
    Покуда на эстраде,
    
    Там вся поэзия души,
    Там места нет для прозы.
    А дома сплетни, барыши,
    Упреки, зависть, слезы.
    
    Так отдает внаймы другим
    Свой дом владелец жадный,
    А сам, нечист и нелюдим,
    Живет в конуре смрадной.
    
    Но ты, к кому души моей
    Летят воспоминанья,-
    Я бескорыстней и светлей
    Не видывал созданья!
    
    Блестящ и краток был твой путь...
    Но я на эту тему
    Вам напишу когда-нибудь
    Особую поэму...
    
    В младые годы наш герой
    К театру был прикован,
    Но ныне он отцвел душой -
    Устал, разочарован!
    
    Когда при тысяче огней
    В великолепной зале,
    Кумир девиц, гроза мужей,
    Он танцевал на бале,
    
    Когда являлся в маскарад
    Во всей парадной форме,
    Когда садился в первый ряд
    И дико хлопал "Норме",
    
    Когда по Невскому скакал
    С усмешкой губ румяных
    И кучер бешено кричал
    На пару шведок рьяных, -
    
    Никто б, конечно, не узнал
    В нем нового Манфреда
    Но ах! он жизнию скучал -
    Пока лишь до обеда.
    
    Являл он Байрона черты
    В характере усталом:
    Не верил в книги и мечты,
    Не увлекался балом.
    
    Он знал: фортуны колесо
    Пленяет только младость;
    Он в ресторации Дюсо
    Давно утратил радость!
    
    Не верил истине в друзьях -
    Им верят лишь невежды, -
    С кием и с картами в руках
    Познал тщету надежды!
    
    Он буйно молодость убил,
    Взяв образец в Ловласе,
    И рано сердце остудил
    У Кессених в танцклассе!
    
    Расстроил тысячу крестьян,
    Чтоб как-нибудь забыться...
    Пуста душа, и пуст карман -
    Пора, пора жениться!
    
              4
    
    Недолго в деве молодой
    Таилося раздумье...
    "Прекрасной партией такой
    Пренебрегать - безумье", -
    
    Сказала плачущая мать,
    Дочь по головке гладя,
    И не могла ей отказать
    Растроганная Надя.
    
    Их сговорили чередой
    И обвенчали вскоре.
    Как думаешь, читатель мой,
    На радость или горе? ..
    
    1852

    Примечания

    Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 2, с. 21-35; ст. 128 восстановлен по БдЧ.

    Впервые опубликовано: БдЧ, 1856, No 10 (ценз. разр. - 22 сент. 1856 г.), с. 199-205, с подписью: "Н. Некрасов".

    В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось во 2-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".

    Беловой автограф с заглавием "Прекрасная пара" - ГБЛ (Солд. тетр., л. 116 об. - 125; факсимиле ст. 219-232 этого автографа - ПСС, т. I, между с. 80 и 81). Беловой автограф ст. 1-4 с пометкой А. Ф. Кони "Автограф Н. А. Некрасова" - ГПБ, ф. 124, ед. хр. 3016.

    Во всех прижизненных изданиях, начиная со Ст 1861, датировано: "1852".

    По замыслу связано со стихотворением "Памяти <Асенков>ой" (см. комментарий к нему на с. 625 наст. тома).

    Он город за женою взял... - благодаря выгодной женитьбе получил доступ в петербургское светское общество.

    Фудрас - Фудра Т. -Л. -О. (1800-1872), французский беллетрист, автор романов из жизни светского общества.

    Дюма - имеется в виду Александр Дюма-отец (1803-1870), популярный французский романист.

    Жорок Санд - псевдоним знаменитой французской романистки Авроры Дюдеван (1804-1876), поборницы женских прав.

    Рубини Д. -Б. (1795-1854) - итальянский певец. О его гастролях в Петербурге в 1843 г. см. комментарий к стихотворению "Говорун".

    Александр Марлинский - псевдоним, которым А. А. Бестужев (1797-1837) подписывал свои романтические повести.

    Кукольник Н. В. (1809-1868) - писатель, автор псевдопатриотических драм. В Экз. авт. ГПБ переписчик вместо заменявших ст. 128 точек вписал строку: "И Федоров и Кони". Разыскавшая этот текст Р. Б. Заборова высказала догадку, что это - подлинная некрасовская строка и что поэт имел в виду писателя Б. М. Федорова (1794-1875), агента III Отделения. "Впоследствии Некрасов заменил имя Федорова на Кукольника, вероятно потому, что осмеянного им Б. М. Федорова, автора сусальной народной оперы "Русский крестьянин, или Гость с Бородинского поля", могли спутать с П. С. Федоровым - "сносным переводчиком и водевилистом" с которым Некрасов при случае сотрудничал" (Некр. сб., V, с. 272).

    Кони Ф. А. (1809-1879) - водевилист.

    Широкоплечий трагик... - Имеется в виду В. А. Каратыгин (1802-1853).

    Кто по часам не поджидал Зеленую карету... - В зеленых каретах привозили в театр воспитанниц театрального училища.

    Но ты, к кому душа моей Летят воспоминанья... - Речь идет в В. Н. Асенковой (см. комментарий к стихотворению "Памяти <Асенков>ой").

    "Норма" (1831) - опера итальянского композитора В. Беллини (1801-1835), в 1840-х гг. шла на сцене Михайловского театра в Петербурге.

    Манфред - герой одноименной драмы Байрона; здесь в смысле - разочарованный в жизни человек.

    Дюсо (Дюссо) - владелец ресторана в Петербурге.

    Ловлас - персонаж романа английского писателя С. Ричардсона (1689-1761) "Кларисса Гарлоу" (1748), повеса, соблазнитель женщин.

    Кессених - см. комментарий к стихотворению "Новости".

    © timpa.ru 2009- открытая библиотека