Памяти Асенковой ("В тоске по юности моей...")


В тоске по юности моей
И в муках разрушенья
Прошедших невозвратных дней
Припомнив впечатленья.

Одно из них я полюбил
Будить в душе суровой,
Одну из множества могил
Оплакал скорбью новой...

Я помню: занавесь взвилась,
Толпа угомонилась -
И ты на сцену в первый раз,
Как светлый день, явилась.

Театр гремел: и дилетант,
И скептик хладнокровный
Твое искусство, твой талант
Почтили данью ровной.

И точно, мало я видал
Красивее головок;
Твой голос ласково звучал,
Твой каждый шаг был ловок;

Дышали милые черты
Счастливым детским смехом...
Но лучше б воротилась ты
Со сцены с неуспехом!

Увы, наивна ты была,
Вступая за кулисы,-
Ты благородно поняла
Призвание актрисы:

Исканья старых богачей
И молодых нахалов
Куплеты бледных рифмачей
И вздохи театралов -

Ты всё отвергла... Заперлась
Ты феей недоступной -
И вся искусству предалась
Душою неподкупной.

И что ж? обижены тобой,
Лишенные надежды,
Отмстить решились клеветой
Бездушные невежды!

Переходя из уст в уста,
Коварна и бесчестна,
Крылатым змеем клевета
Носилась повсеместно -

И всё заговорило вдруг...
Посыпались упреки,
Стихи и письма, и подруг
Нетонкие намеки...

Душа твоя была нежна,
Прекрасна, как и тело,
Клевет не вынесла она,
Врагов не одолела!

Их говор лишь тогда затих,
Как смерть тебя сразила...
Ты до последних дней своих
Со сцены не сходила.

В сознаньи светлой красоты
И творческого чувства
Восторг толпы любила ты,
Любила ты искусство,

Любила славу... Твой закат
Был странен и прекрасен:
Горел огнем глубокий взгляд,
Пронзителен и ясен;

Пылали щеки; голос стал
Богаче страстью нежной...
Увы! Театр рукоплескал
С тоскою безнадежной!

Сама ты знала свой удел,
Но до конца, как прежде
Твой голос, погасая, пел
О счастье и надежде.

Не так ли звездочка в ночи,
Срываясь, упадает
И на лету свои лучи
Последние роняет?..

(Ноябрь 1854, апрель 1855)

Примечания

Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 74-77.

Впервые опубликовано: С, 1855, No 9 (ценз. разр. - 31 авг. 1855 г.), с. 31-33, под заглавием: "Воспоминание. (Отрывок)" и с подписью: "Н. Некрасов".

В собрание сочинений впервые включено (под тем же заглавием): Ст 1856. Перепечатывалось (с заглавием: "Памяти --ой") в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".

Черновой автограф без заглавия среди записей, относящихся к весне 1855 г., - ГБЛ (Зап. тетр. No 3, л. 82-80). В этом автографе- две редакции ст. 1-40 и набросок ст. 61-62. Более поздний сводный черновой автограф с заглавием: "Воспоминание. (Памяти А-ой)" и датой: "1854 ноябрь-1855 апрель" - ЦГАЛИ (Зап. тетр., л. 7-8 об.). Беловой автограф с заглавием: "Актриса. [Памяти Н. Н. А.]" - ГБЛ (Солд. тетр., л. 77 об. - 81). Черновые автографы показывают, что Некрасов вначале колебался, строить ли повествование в форме обращения к героине или в 3-м лице. В чер-повом автографе ЦГАЛИ и в беловом автографе ГБЛ после ст. 48 были еще 16 строк, впоследствии перешедших в стихотворение "Прекрасная партия", причем первые 8 из них подверглись значительной правке (ср. в "Прекрасной партии" ст. 161-176).

В Ст 1879 ошибочно датировано: "1853". Датируется по черновому автографу ЦГАЛИ.

На полях своего экземпляра Ст 1873, т. I, ч.. 1, Некрасов пометил: "Актрисе Асенковой, блиставшей тогда. Бывал я у нее; помню похороны, - похожи, говорили тогда, на похороны Пушкина: теперь таких вообще не бывает. Это собственно эпизод из пьесы "Прекрасная партия", которую писал наскоро для Дружинина, не успел отделать, и она долго валялась" (Ст 1879, т. IV, с. XXXIV). Слова "для Дружинина" в данном случае означают: для выходившей под редакцией А. В. Дружинина "Библиотеки для чтения".

Асенкова Варвара Николаевна (1817-1841) - водевильная и драматическая актриса. Сильное впечатление, которое произвела игра Асенковой на юношу Некрасова, отразилось в стихотворении 1840 г. "Офелия". Около 1840 г. Некрасов мог бывать у нее, поскольку ее квартира была местом, где часто собиралась увлекавшаяся театром молодежь (сводку материалов об отношении Некрасова к Асенковой см. в работе Н. И. Куделько, помещенной в кн.: Евгеньев-Максимов В. Е. и др. Некрасов и театр. Л. -М., 1948, с. 54-74), Асенкова умерла от туберкулеза, В ст. 29-48 точно описаны обстоятельства, предшествовавшие ее смерти. Похороны Асенковой (22 апреля) были очень многолюдными (см. их описание в ЛГ от 24 апр. 1841 г.) и, видимо, отчасти приняли характер политической демонстрации (об этом А. Ф. Кони говорил К. И. Чуковскому - см.: ПСС, т. I, с. 541): среди отвергнутых артисткой "бездушных невежд" называли Николая I, которого многие считали главным виновником ее ранней смерти. Биограф Асенковой сообщает: "С именем В. Н. Асенковой связана также легенда, переданная нам лично М. Г. Савиной (со слов артистов П. А. Каратыгина и П. К. Громовой) и А. Ф. Кони (со слов своего отца Ф. А. Кони), что в последний год жизни Асенковой Николай грубо пытался снискать расположение артистки. Но Асенкова "посмела" уклониться от этой "чести" Военщина, стоявшая за спиной Николая, подвергла ее яростной травле, и артистка, не выдержав нравственной пытки, приняла яд. Все усилия лучших врачей не могли спасти ее" (Брянский А. М. В. И. Асенкова. Л., 1947, с. 58).

И ты на сцену в первый раз... - Дебют Асенковой на сцене Александрийского театра 21 января 1835 г. прошел с огромным успехом. Присутствовать на этом спектакле Некрасов не мог: он приехал в Петербург лишь через три с лишним года.

Твой закат был странен и прекрасен... - В последний раз Асенкова выступала на сцене за несколько недель до смерти, 16 февраля 1841 г., в болезненном состоянии.

© timpa.ru 2009- открытая библиотека