• Наши партнеры:
    Valencia-today.ru - Источник: Валенсия в аэропорту ждёт решения УЕФА по матчу с "Динамо".
  • * * * ("Праздник жизни - молодости годы...")

    
    Праздник жизни  - молодости годы -
    Я убил под тяжестью труда
    И поэтом, баловнем свободы,
    Другом лени - не был никогда.
    
    Если долго сдержанные муки,
    Накипев, под сердце подойдут,
    Я пишу: рифмованные звуки
    Нарушают мой обычный труд.
    
    Всё ж они не хуже плоской прозы
    И волнуют мягкие сердца,
    Как внезапно хлынувшие слезы
    С огорченного лица.
    
    Но не льстясь, чтоб в памяти народной
    Уцелело что-нибудь из них...
    Нет в тебе поэзии свободной,
    Мой суровый, неуклюжий стих!
    
    Нет в тебе творящего искусства...
    Но кипит в тебе живая кровь,
    Торжествует мстительное чувство,
    Догорая, теплится любовь,-
    
    Та любовь, что добрых прославляет,
    Что клеймит злодея и глупца
    И венком терновым наделяет
    Беззащитного певца...
    
    (Весна 1855)

    Примечания

    Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 102-103.

    Впервые опубликовано: С, 1856, No 8 (ценз. разр. - 31 июля 1856 г.), с. 206, под заглавием: "Сознание", с датой: "1855" и подписью: "Н. Некрасов".

    В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856, с заглавием: "Сознание" и посвящением: "(Николаю Боткину)". Перепечатывалось (без заглавия и посвящения) в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".

    Черновой автограф с датой: "11 марта <1855 г.>" - ИРЛИ, 21 195; подробное описание этого автографа: Степанов Н. Л. Как писал стихи Некрасов. - Лит. учеба, 1933, No 3-4, с. 73. Беловой автограф с датой: "1855" - ГБЛ (Солд. тетр., л. 3-3 об.); факсимиле начала этого автографа - ЛН, т. 53-54. М., 1949, с. 499. Беловой автограф (карандашом, относящийся, видимо, к 1856 г.) - ИРЛИ, P. I, оп. 20, No 142, л. 1-2 об. Все три автографа - с заглавием: "Сознание".

    В Р. б-ке неверно датировано: "1854". Правильная дата: "1855" - в С и Ст 1879. Было написано (в черновом варианте) 11 марта 1855 г., доработано (как показывает наличие автографа в Солд. тетр.) до 7 июня 1855 г.

    В черновом автографе концовка была другая: слово "любовь" осмыслялось в личном плане (см. в разделе "Другие редакции п варианты", с. 538, вм. 21-24, вариант б.). Переделка резко усилила социальное звучание концовки и всего стихотворения. Сторонник "чистого искусства" В. П. Боткин, выражая неудовольствие этой переделкой, писал Тургеневу 5 августа 1855 г.: "Представь себе, Некрасов последнюю строфу своего прекрасного стихотворения "К своим стихам", с которого я взял у тебя список, - переменил. Вышла дидактика, к которой он стал так склоняться теперь. Я разумею последнюю строфу, начинающуюся: "Та любовь etc"". (Боткин В. П., Тургенев. И. С. Неизданная переписка. М. -Л., 1930, с. 69).

    Николай Петрович Боткин (1813-1869), которому стихотворение было посвящено в Ст 1856, - брат В. П. Боткина, путешественник.

    Придавая стихотворению "Праздник жизни..." принципиальное значение, Некрасов в 1855 г. (как показывает Солд. тетр.) предполагал поместить его в начале сборника своих "Стихотворений".

    Нет в тебе поэзии свободной, Мой суровый, неуклюжий стих! - По поводу этих стихов Чернышевский писал Некрасову 24 сентября 1856 г.: "... я с этим не согласен. Свобода поэзии не в том, чтобы писать именно пустяки <...> а в том, чтобы не стеснять своего дарования произвольными претензиями и писать о том, к чему лежит душа". Исходя из такого понимания свободы творчества, Чернышевский утверждал, что талант Некрасова вполне "свободен" (Чернышевский, т. XIV, с. 314). Некрасов согласился с этим замечанием: 31 марта/12 апреля 1857 г. он писал Л. Н. Толстому о своем творческом процессе: "... мысль, побуждение, свободно возникавшее, неотвязно преследуя, наконец заставляло меня писать. В этом отношении я, может быть, более верен свободному творчеству, чем многие другие".

    © timpa.ru 2009- открытая библиотека