• Наши партнеры
    Atikllc.ru - Купить продукцию Telco Sensors россия smt 6000 tsj Telco www.atikllc.ru.
  • Турчанка ("Гюльнара, гурия младая!..")

    
    Гюльнара, гурия младая!
    Как много пламени, лучей,
    Любови, музыки, речей,
    Приветов, ласк и песен рая
    В живом огне твоих очей!
    Кто, кто, безумец, эти очи
    Отдаст за звезды ясной ночи?
    Кто не забудет горя, мук,
    Когда, как с арфы чудной звуки,
    В порывах радости иль муки,
    Слетает с уст волшебный звук?
    А эти перси, моря волны,
    Кто не почтет, восторга полный,
    Тая любовь в душе своей,
    За чашу благ, в которой слито
    Всё, что небесное забыто
    В юдоли плача и скорбей?
    Вот кудри  - вороновы перья;
    Черны, как гений суеверья,
    Как скрытой будущности даль,
    Роскошны, длинны и лоснисты,-
    За поцелуй в их шелк душистый
    Расстаться с жизнию не жаль.
    Вот стан, но кто не примет стана
    Лишь за воздушный круг тумана?
    Вот ножка, дивная краса!
    Под солнцем нет цветка, дорожки,
    Достойных быстролетной ножки,
    ... ... ... ... ...
    Пери, Пери! диво света,
    Ненаглядная краса!
    Ослепляешь, как комета,
    Ты и чувства и глаза.
    Будто солнца луч полдневный,
    Вкруг тебя блистает свет,
    Смертоносен взор твой гневный,
    Жизнодарен твой привет.
    Пери, Пери! диво света!
    Ты пленила мысль мою,
    Я тебя, дочь Магомета,
    Фантазирую, пою.
    Как твои роскошны грезы,
    Как восторженны мечты,
    Как дрожат восточной розы
    Неги полные листы,
    Как дыханье беспокойно!
    Ты как солнце горяча,
    И огонь желанья знойный
    Веет с груди и плеча;
    Как растопленное злато,
    Эта грудь нежна, чиста,
    Но зато, как сталь булата,
    Непорочностью тверда...
    Пери, много дивной жизни
    Затаила ты в себе;
    Отчего ж в твоей отчизне
    Нет поклонников тебе?
    Скрыла ты под покрывалом
    Прелесть юного чела
    И от всех им, как забралом,
    К сердцу двери заперла.
    
    <1839>

    Примечания

    Печатается по тексту первой публикации.

    Впервые опубликовано: МиЗ, с. 31-33.

    В собрание сочинений впервые включено: ПССт 1927.

    Автограф не найден.

    Стихотворение характерно для романтического экзотизма 1830-х гг. (см. также стихотворения "Песня Замы", "Смуглянка"); как и большинство стихотворений раннего Некрасова, является сплавом общих мест романтической лирики. "Перечислительный" метод описания - одна из существенных особенностей "ориентальной" любовной поэзии. Ближе других стоит к стихотворению Бенедиктова "К черноокой" (см.: Бенедиктов В. Стихотворения, кн. 2. СПб., 1838, с. 72-73); ср., кроме того, его стихотворения "Черные очи" и "Кудри" (см.: Шимкевич К. Бенедиктов, Некрасов, Фет, - В кн.: Поэтика, сб. 5. Л., 1929, с. 118-121); тематические и ритмико-стилистические аналоги дают также "Гурия" Подолинского (см.: Повести и мелкие стихотворения А. Подолинского, ч. II. СПб., 1837, с. 51), "Черкешенка" С. Стромилова (СО, 1838, No 7, отд. I, с. 16) и др. Имя героини, возможно, восходит к трагедии В. Н. Олина "Корсер" (СПб., 1828; переделка поэмы Байрона), которой Некрасов увлекался еще в Ярославле (см.: Евгеньев-Максимов В. Е. и др. Некрасов и театр. М. -Л., 1948, с. 8). Неточную автоцитату из стихотворения "Турчанка" см. в рассказе Некрасова 1841 г. "Двадцать пять рублей" (ПСС, т. V, с. 123); пародийную парафразу ст. 24-25 - в атрибутируемой Некрасову рецензии на книгу А. Градцева "Цветы музы" (см. с. 644 наст. тома).

    Пропуск ст. 29, по-видимому, цензурного характера.

    © timpa.ru 2009- открытая библиотека