• Наши партнеры
    Inthezonenj.com - pitching instructors
  • Провинциальный подьячий в Петербурге ("Ох, времечко! Скорехонько...")

    
    1
    
    Ох, времечко! Скорехонько
    Летишь ты, хоть без крыл.
    Уж двадцать лет ровнехонько,
    Как в Питере я был.
    В питейном департаменте
    Служение имел,
    На каменном фундаменте
    Домишком я владел.
    С особами отличными
    В знакомстве состоял,
    Поклонами приличными
    Начальству угождал.
    Как всё переменилося!
    Мне Питер стал чужой;
    Всё новое явилося,
    Чуть пахнет стариной!
    Секрет мой обнародовать
    Вновь прибыл я в него,
    Хоть много израсходовать
    Пришлось мне для того.
    Одно мне утешительно,
    Что ведать кой-кому
    Секрет такой спасительно.
    Приступим же к нему:
    
    Грамматику, эстетику
    Из мысли я прогнал.
    Люблю лишь арифметику,
    От ней богат я стал.
    Сперва я от деления
    Немало получил:
    Начальник отделения
    Делить меня учил.
    По мере повышения
    Мой капитал толстел
    И рос  - от умножения
    Просителей и дел.
    Дало плод вычитание,
    Как подчиненным я
    Не брать дал приказание,
    За вычетом себя.
    Сложив всё, в заключении
    Сложенье я узнал,
    И вышел от сложения
    Изрядный капитал.
    Хоть шиворот-навыворот
    Я правила прошел,
    Не выведут за шиворот,
    Куда б я ни вошел!
    
    До Павловска катался я
    Железной мостовой,
    Парами восхищался я -
    Не столько быстротой!
    В воксале, в упоении,
    Прослушал я цыган:
    Вот, доложу, уж пение -
    Что палкинский орган! ..
    Смотрел намедни "Фебуса" ...
    В нем Сосницкий лихой...
    Ну точно у Брамбеуса,
    Смешливый слог такой.
    Я надорвал животики,
    От смеха лопнул фрак!
    Читая "Библиотеки",
    Не хохотал я так!..
    Пришлося "Титулярных" раз
    Мне как-то посмотреть,
    Вот здесь так, уверяю вас,
    Другому б умереть!
    Над ними, посудите-ка,
    Смеются так, что страх;
    Ну, это просто критика:
    Я сам в таких чинах!..
    Вчера смотрел Тальони я,
    Притом еще в "Тени":
    В поступках  - благовония
    И прелести одни.
    Что это за чудесница!
    Не жаль пяти рублей!
    Отменно пляшет крестница, -
    Но далеко до ней...
    Весь Невский, чудо Питера,
    На ваньке облетел;
    На вывеске кондитера
    Я диво усмотрел:
    Там в "Пчелку" с умилением
    Турецкий франт глядит,
    Читает с наслаждением
    Гречанка "Инвалид".
    Он в красках всё прелестнейших
    Представил напоказ;
    Таких вещей чудеснейших
    И в Пскове нет у нас!
    Не ждал, чтоб ум в кондитере
    Был сметлив так, клянусь...
    Уж подлинно, что в Питере
    Во всем изящный вкус...
    Трубой какой-то внутренней
    На Невский из земли
    Светящий до заутренней
    Газ немцы провели.
    Накрыт стеклянной шапкою,
    Огонь большой такой
    Горит гусиной лапкою!
    Ну так... что день-деньской!
    Прощайте! оставляю вас.
    Чувств много, мало слов!
    В Кунсткамеру бегу сейчас,
    А завтра еду в Псков...
    
    
    (2). Снова - здорово!
    
    Хоть друг я в аккуратности,
    Хоть я не ротозей,
    Избегнуть коловратности
    Не мог я в жизни сей.
    Вернуться с первой станции
    Я в Питер должен был,
    Понеже в нем квитанции
    По делу позабыл.
    В великую конфузию
    Был тем я приведен,
    Как будто бы контузию
    Мне дал Наполеон.
    Меня так озадачило,
    Что тут же на пути,
    Как в лихорадке, начало
    В санях меня трясти.
    Я чуть не обморозился,
    Не мог ни есть, ни спать;
    Приехав, прямо бросился
    Квитанции искать.
    Хозяйка той гостиницы,
    Где я стоял, была
    В тот день у именинницы
    И комнат не мела.
    "Ну, это,  - молвил радостно
    Я сам себе,  - к добру! "
    Искал с надеждой сладостной
    И всё нашел в сору...
    Душа в каких-то сладостях
    Тонула у меня;
    Я в Питере, на радостях,
    Остался на три дня.
    
    На Невском у механика
    Казал мне кум Антип
    Картины, в виде пряника, -
    То есть  - дагерротип.
    Божуся вам сурьезно я:
    Их солнышко печет;
    Ну, штука прекурьезная:
    Немецкий всё расчет!
    Ходил я в Академию
    "Помпею" ту смотреть,
    За что Брюллову премию
    Пришлося возыметь.
    Вот это прелесть сущая!
    Картина вся в огнях,
    Народу там тьма-тьмущая
    Пешком и на конях.
    И видно, что с постели их
    Спугнул всех ночью страх:
    Иные без сапог из них,
    Иные в колпаках.
    Там мальчик, такой душенька,
    На улице лежит
    И точно мой Петрушенька
    Глазенками глядит.
    Там деньги, ради прибыли,
    Сбирает с мостовой,
    Согнувшись в три погибели,
    Кащей такой седой.
    На псковского подьячего
    Похож, ни дать, ни взять,
    Теперь с того не для чего
    Портрета рисовать.
    Там дама авантажная
    Катилась впопыхах;
    Хоть одноколка важная,
    А вся расшиблась в прах.
    Сумятица ужасная!
    Помпея же в пожар
    Уселася, несчастная,
    Одна на тротуар.
    Какой-то хват пригоженький
    С собой старушку звал:
    Куда! - Отнялись ноженьки:
    Последний день настал.
    Отменно нарисовано,
    Отличнейшая вещь!
    Я был к ней как прикованный,
    Впился в нее как клещ.
    Так живо представляется,
    Что хоть рукой бы взять.
    Брюллов наш отличается,
    Уж нечего сказать!..
    Конторы все питейные,
    Горевшие в ту ночь,
    Заводы оружейные
    Потрафил он точь-в-точь.
    Я думал: не в чаду ли я ?
    Похоже чудо как;
    Был в то время в Туле я:
    Действительно, всё так.
    Создатель! Что за множество
    Там разных этих зал;
    Я всякого художества
    Там пропасть повстречал.
    А лучше всех красуется
    Статуя мужика:
    Он важно в бабки дуется,
    И видно, что битка!
    По выходе из комнат сих
    Я мимо сфинок шел
    И было не заметил их,
    Да надпись вдруг прочел:
    "Мемноновым представлены
    В святый наш Петроград,
    На пристань здесь поставлены".
    Действительно, стоят.
    Скажу, огромные сии
    Две сфинки - чудеса:
    В фалборках, как из кисеи,
    Закрыты волоса.
    Таких чудных окроме я
    Не видел отродясь:
    У них физиономия
    Такая, как у нас!
    Вот выдумка забавная  -
    В театре маскерад!
    Попировал там славно я,
    Уж подлинно впопад.
    Как в дни великопостные,
    Во всей таки красе,
    Такие пресурьезные,
    Там в шляпах ходят все.
    На всех салопы черные
    До самых до колен,
    А на иных отборные
    Наряды всех племен;
    Как будто с чайных ящиков
    Пришли все в маскерад.
    Кабы достать образчиков
    Весь Псков наш будет рад.
    Уж стали бы отхватывать
    Мазурку  - ай-люли!
    Сумели б всех порадовать,
    Как в пляс бы мы пошли.
    А здесь что? - Как уходятся  -
    Расходятся домой;
    За это деньги плотятся:
    Обычай уж такой!..
    Раскланяюсь почтительно
    Теперь без дальних слов;
    Прощайте! Уж действительно
    Я завтра еду в Псков!
    
    
    (3). БЕДА НЕМИНУЧАЯ И РАДОСТЬ МОГУЧАЯ
    
    Проплакали отчаянно
    Пять суток мы с женой:
    Стряслась беда нечаянно
    Над нашей головой.
    У черта сердце сжало бы -
    Случись такой изъян:
    На барина две жалобы
    Пришло к нам от крестьян;
    Донос их на господчика
    Упрятал я под спуд,
    За то меня, молодчика,
    Упрятали под суд.
    Прочли то есть нотацию,-
    Хоть просто умирать!
    Вписали в аттестацию:
    К местам не принимать.
    Ну где ж тут правосудие,
    Я б всякого спросил?..
    Чуть только вышел в люди я,
    Брюшко чуть отрастил,
    Количество изрядное
    Деньжонок позашиб;
    Житье-то было б знатное,
    Да вдруг - и скушал гриб...
    Скажите, - как правительство
    Изволит рассуждать:
    Вишь, я чиню грабительство!
    С чего б им это взять?..
    Ходил всегда я в нанковых,
    Не то чтобы в трико,
    Не брал бумажек банковых
    И не тянул клико,
    Умел всегда делишечки
    Чистехонько вести,
    И только разве лишечки
    Пришлось мне загрести.
    В суде не валежирствовал,
    Не делал тяп да ляп;
    Ни с кем не дебоширствовал:
    Не всё ж ведь цап-царап...
    Да что же?.. Я утешуся,
    Лиха ль еще беда!
    Не бойтесь  - не повешуся!
    Найду кусок всегда!
    Я поступлю в компанию:
    Довольно их зело;
    Приличную по званию
    Я выберу  - назло!..
    
    С женою от Аничкина
    Извозчика я взял,-
    "Льва Гурыча Синичкина"
    Глядеть каприз припал...
    Да сбился я афишками,
    И вышел тут крючок:
    С различными делишками
    Шел Пантелей Жучок.
    Он человек, как водится,
    Сенатский, деловой;
    Да от жены приходится
    Пропасть, хоть с головой.
    Всё дело-то в нотациях:
    Толкуют то и се;
    На тонких экскузациях
    Основано тут всё.
    Скажу: в большом был горе я,
    Бедняга Деловой!
    Такая же история,
    Вот точно как со мной!..
    Зато нас с Василисою
    Утешила  - вон та,
    Что( хочет быть актрисою),
    Такая суета.
    Мне кажется, что шутствует
    Она напрасно так:
    Актрисой ведь присутствует
    Она давно никак?
    Еще тут есть отменнейший,
    Честнейший человек,
    Расчетливый, почтеннейший,
    Одесский то есть грек.
    Так сердце к нему клонится,
    Ведь как умен, злодей!
    Приятно б познакомиться:
    Люблю таких людей!..
    На днях смотрел "Парашеньку"-
    Нет прелестям конца!
    На крестницу Евлашеньку
    В ней сходство есть лица.
    Тут очень уморительно
    Всех Гусева смешит,
    Тут пляшут так чувствительно,
    Что плачут все навзрыд.
    Печальная оказия!
    Не видел ввек такой:
    Чуть сам не выл в экстазе я -
    Уважил Полевой!
    В окошко на пришпекте я
    Фигуру видел раз;
    Признаться: стал в решпекте я,
    Глядел почти что с час.
    Вертится тут помещица,
    Ну точно дама пик;
    Я думал, мне мерещится
    И стал-таки в тупик.
    С испуга я зажмурился,
    Но вдруг открыл глаза
    И чуть было не втюрился,
    Такая ведь краса!..
    Что ж это?.. У завивщика,
    Так просто, для проказ,
    Машина, вроде живчика,
    Вертится напоказ.
    Меня сначала мучило,
    Стоял я как дурак;
    А вышло - просто чучело...
    И всё-то в жизни так!..
    Намедни, кажись в пятницу,
    Иду повеся нос,
    Встречаю вдруг сумятицу
    И вижу: тут курьез.
    Коляска самокатная
    Катит без лошадей:
    Работа деликатная,
    Не русских, знать, затей...
    И лодка б так не плавала
    На полных парусах -
    Как будто бы два дьявола
    Уселись в колесах...
    
    Но здесь я закалякался,
    А дома ждет жена;
    Ну, как бы я не всплакался:
    Задорлива она!
    Живу в Грязной покудова,
    Не плачу ни о чем;
    А в Псков меня отсюдова
    Не сманят калачом.
    Мне здешнее правительство
    Оказывает честь:
    В газеты, с местом жительства,
    Меня велело внесть;
    Чин, имя и фамилия -
    Всё внесено в столбец.
    Ведь это значит - в силе я,
    Каков я молодец?..
    Итак - мое почтение!
    Готовый быть по гроб
    У вас во услужении
    (Феклист Онуфрич Боб)
    
    (1840)

    Примечания

    Печатается по тексту первой публикации.

    Впервые опубликовано: <1> - П, 1840, No2 (ценз. разр. - 20 февр. 1840 г.), с. 132, с подписью: "Феоклист Боб" (в оглавлении: "Сложил Феоклист Анифриевич Боб"); <2> Снова - здорово!-П, 1840, No 3 (ценз. разр. - 30 марта 1840 г.), с. 105-106, с подписью: "Феоклист Боб" (в оглавлении: "Провинциальный подьячий в Петербурге, или Снова - здорово"; "Сложил Феоклист Анифриевич Боб"); <3> Провинциальный подьячий опять в Петербурге. Беда неминучая п радость могучая - П, 1840, No 7 (ценз. разр. -31 июля 1840 г.), с. 49-50, с подписью: "Феклист Ояуфрич Боб" (в оглавлении: "Сложил Феоклист Онуфриев сын Боб").

    В собрание сочинений впервые включено: Ст 1920 (ст. 25-48, 149-252); ПССт 1927 (полностью).

    Автограф не найден.

    "Провинциальный подьячий в Петербурге" - первое стихотворение Некрасова, одобренное В. Г. Белинским, который писал: "Очень забавны куплеты "Провинциальный подьячий в Петербурге"; они так всем понравились и уже так всем известны, что мы не имеем нужды выписывать их" (Белинский, т. IV, с. 169). В связи с успехом стихотворения Некрасов в 1841 г. вывел "провинциального подьячего" Феоклиста Боба в качестве главного действующего лица в своем водевиле "Феоклист Онуфрич Боб, или Муж не в своей тарелке". 

    <1>

    Люблю лишь арифметику... - В этих стихах о "четырех правилах арифметики" угадывается несомненное сходство с куплетами из водевиля Ф. А. Кони (1809-1879) "Девушка-гусар", с большим успехом исполнявшимися В. Н. Асенковой в Александрийском театре. Некрасов придал этому мотиву характер сатиры на чиновников-взяточников (см.: Евгеньев-Максимов В. Е. др. - Некрасов и театр. Л. -М., 1948, с. 29).

    До Павловска катался я Железной мостовой... - Первая в России железная дорога Петербург-Павловск протяженностью в 25 верст была полностью открыта для движения в 1838 г. В первые годы многие "катались" по ней для развлечения.

    Воксал - это слово употреблялось в значении "концертным зал" (ср.: Даль, т. I, с. 232). "Воксал" в Павловске был открыт в 1838 г. Позже (в 1844 г.) Некрасов подробно описал его в фельетонном цикле "Петербургские дачи и окрестности" (см.: ПСС, т. V, с. 467-468).

    Палкинский орган - здесь: оркестр в ресторане Палкина в Петербурге.

    "Фебус" - водевиль Н. А. Коровкина "Фебус, провинциальный певец" (переделка с французского). Шел на сцене Александрийского театра в сезон 1839/1840 гг.

    Сосницкий И. И. (1794-1871) - известный русский актер, с особенным успехом выступавший в комедиях и водевилях.

    Брамбеус - Барон Брамбеус - псевдоним писателя и журналиста О. И. Сенковского (1800-1858), редактора "Библиотеки для чтения".

    Читая "Библиотеки" - т. е. номера "Библиотеки для чтения".

    "Титулярные" - водевиль Ф. А. Кони "Титулярные советники в домашнем быту". Шел на сцене Александрийского театра в сезон 1839/1840 гг.

    Тальони М. (1804-1884) - известная танцовщица, родом из Италии, прима-балерина парижской Большой оперы. В Петербурге гастролировала в 1837-1842 гг.; выступала, в частности, в балете Маурера "Тень", который был поставлен в Петербурге балетмейстером Ф. Тальони, отцом балерины.

    Ванька - легковой извозчик.

    "Пчелка" - официозная газета "Северная пчела", надравшаяся в ту пору Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем.

    "Инвалид" - газета "Русский инвалид", выпускавшаяся военным министерством.

    Газ немцы провели. - Подробно о ходе работ по газовому освещению Петербурга в 1820-1840-х гг. см.: Греч А. Весь Петербург в кармане. Справочная книга. СПб., 1851, с. 117-119.

    Кунсткамера - старейший русский государственный естественнонаучный музей, созданный по распоряжению Петра I в 1714 г. и открытый для обозрения в 1719 г. (ныне - Музей антропологии и этнографии АН СССР в Ленинграде). 

    <2> СНОВА - ЗДОРОВО!

    Дагерротип - см. выше, с. 665, комментарий к стихотворению "Наш век".

    Ходил я в Академию "Помпею" ту смотреть... - Известная картина К. П. Брюллова (1799-1852) "Последний день Помнен", завершенная в 1833 г., была выставлена в Академии художеств.

    За что Брюллову премию Пришлося возыметь. - В 1834 г. на выставке в Лувре картина "Последний день Помпеи" была удостоена большой золотой медали.

    Авантажная - видная, представительная.

    А лучше всех красуется Статуя мужика: Он важно в бабки суется... - Статуя "Парень, играющий в бабки" (1836) работы скульптора Н. С. Пименова (1812-18С4) была выставлена в Академии художеств. Описана в стихотворении А. С. Пушкина "На статую играющего в бабки" (1836).

    Битка_ - бойкий, опытный, смелый человек.

    Я мимо сфинок шел ~ На пристань здесь поставлены". - "Сфинки" - два гранитных сфинкса, привезенные в Петербург из Египта и поставленные на набережной Невы возле Академии художеств. Первоначально на их пьедесталах была высечена следующая надпись: "Сии огромные сфинксы, посвященные за XXV веков знаменитому Мемнону (фараону Аменофу III), перевезены в град Святого Петра в царствование императора Николая I и поставлены на сей гранит в 1834 году". Эта напыщенная надпись, проникнутая раболепием перед самодержцами (Николаем I и египетским фараоном Мемноном), была предметом многочисленных насмешек. В "Провинциальном подьячем" Некрасов пародировал ее. В его стихах Мемнон "превратился" в Мемнопова. Такое "превращение" имело свою художественную мотивировку: ведь повествование велось от лица невежественного провинциала Феоклиста Боба, который и сфинксов называл "сфинками" (подробно об этом см.: Гаркави А. М. Из разысканий о Некрасове. - О Некр., вып. II, с. 295-296).

    В фалборках, как из кисеи, Закрыты волоса. - Фалборки - уменьш. от фалбора (правильнее - фалбала, от англ. falbola) - оборки, декоративные складки (на платье, портьерах и т. п.). 

    <3> ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ПОДЬЯЧИЙ ОПЯТЬ В ПЕТЕРБУРГЕ 

    БЕДА НЕМИНУЧАЯ И РАДОСТЬ МОГУЧАЯ

    Да вдруг - и скушал гриб... - В просторечии - не дождался ожидаемого, обманулся.

    Ходил всегда я в нанковых, не то чтобы в трико... - т. е. одевался бедно (нанка - дешевая хлопчатобумажная ткань, трико - вид шерсти).

    Клико - французское вино (сорт шампанского).

    ... от Аничкина... - т. е. от Аничкова моста (через Фонтанку, на Невском проспекте).

    "Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка" - водевиль Д. Т. Ленского (1805-1860), поставленный в Александрийском театре в 1840 г. (в 1839 г. - в Малом Театре в Москве).

    Пантелей Жучок - персонаж комедии Ф. А. Кони "Деловой человек, или Дело в шляпе", поставленной в Александрийском театре 31 мая 1840 г. Жучок ревнует свою жену к молодому чиновнику Горскому и в связи с этим попадает в комические ситуации.

    На тонких экскузациях... - т. е. отговорках, извинениях (от лат. excusatio); скрытая цитата из высказываний Пантелея Жучка.

    Что кочет быть актрисою... - намек на название водевиля П. С. Федорова (1803-1879) "Хочу быть актрисой, или Двое за шестерых", поставленного в Александрийском театре 31 мая 1840 г.

    Одесский то есть грек. - Константин Константинович Омега, персонаж водевиля "Хочу быть актрисой...", тип скряги.

    На днях смотрел Парашеньку... - т. е. Парашу в драме Н. А. Полевого (1796-1846) "Параша-Сибирячка", поставленной в Александрийском театре в январе 1840 г. Роль Параши исполняла В. Н. Асенкова (см. на с. 625-626 наст, тома, комментарий к стихотворению "Памяти <Асенко>вой>).

    Гусева Е. И. (1787?-1853) - известная комическая актриса Александрийского театра.

    В окошке на пришпекте я Фигуру видел раз... - Сходный комический эпизод описан в рассказе Некрасова "Двадцать пять рублей", 1841 (см.: ПСС, т. V, с. 117-119).

    Решпект (нем. Respekt) - уважение, почтение.

    Грязная - улица в Петербурге (ныне ул. Марата).

    © timpa.ru 2009- открытая библиотека