• Наши партнеры
    https://настоящеесеребро.рф столовое серебро тутта серебряная чайная ложка купить.
  • Портреты ("Суд современный, грешный суд...")

    
    1
    
    Суд современный, грешный суд -
    В нем судьи слепы, словно дети,
    Он то решает в пять минут,
    На что потребно пять столетий!
    Людей-гигантов каждый год
    У каждой множество эпохи,
    А как потомство наведет
    Свои правдивые итоги -
    Увы! огромная толпа
    Редеет, чуть не исчезает!...
    Судьба на гениев скупа,
    Она веками их рождает!...
    
    2
    
    Подчас войдет случайно в моду
    Поэт, актер иль музыкант,
    Который сам не думал сроду,
    Что дал господь ему талант.
    Но вот о нем все закричали
    И докричались до того,
    Что бюст счастливца изваяли,
    Великим прозвали его...
    А он? Он с бюстом чудно сходен:
    Он так же точно, как и бюст,
    Формально никуда не годен,
    Ни в чем не грешен, тих и пуст!
    
    3
    
    С кого не пишем мы портретов?..
    Богач, без мозга, без души,
    Нам задал несколько обедов -
    Скорей портрет с него пиши!
    Тотчас чудес о нем наскажут,
    Опишут жизнь его в два дни
    И исторически докажут,
    Что он Горацию сродни.
    Полна хвалами биографья,
    Где строчка каждая ложна
    И где жена его Агафья
    Агатой важно названа...
    
    4
    
    Иной полвека делал зло,
    Труслив, бессовестен, продажен,
    Но счастье плуту повезло,
    И вдруг он стал спесив и важен.
    У всех поклонников своих
    На стенках тщательно повешен,
    Он на портрете добр и тих,
    Как агнец, кроток и безгрешен,
    Но разгляди его вполне,
    В оригинале - не в картине:
    Ему б висеть не на стене,
    Ему висеть бы на осине!
    
    5
    
    Иной, напротив, щедр и знатен,
    Прилично вел себя всегда,
    И  громких дел, и черных пятен
    Равно душа его чужда.
    Он добр и пуст, и слава богу!
    Ему зевать бы да толстеть,
    Но и к нему нашло дорогу
    Желанье  - в рамке повисеть.
    Занятий не берет он в руки,
    Чужим умом дела ведет,
    А сам от праздности и скуки
    Свои портреты издает...
    
    6
    
    Какой-нибудь писатель странный
    Во сне увидит сгоряча,
    Что он из тысячи избранный,
    И ну писать, писать с плеча!
    Почуяв лавры над главою,
    Тотчас он тиснул свой портрет,
    С улыбкой гордою и злою,
    "Как Байрон, гордости поэт".
    Но байроническою миной
    Он никого не удивил...
    Он поросенка в коже львиной
    Напомнил всем - и насмешил!
    
    7
    
    В иной актрисе нет приметы
    Ума, таланта и души,
    Но пишут все с нее портреты
    За то, что глазки хороши.
    Актер на сцене фарсирует,
    А в частной жизни с ним сойдись -
    Облобызает и надует,
    А ты ему же подивись!
    Вот он: портрет его так важен!
    Вообразить не станет сил,
    Что и душою он продажен,
    Да и способностями хил!
    
    8
    
    Суд современный, грешный суд -
    В нем судья слепы, словно дети,
    Он то решает в пять минут,
    На что потребно пять столетий!
    Людей-гигантов каждый год
    У каждой множество эпохи,
    А как потомство наведет
    Свои правдивые итоги -
    Увы! огромная толпа
    Редеет, чуть не исчезает!..
    Судьба на гениев скупа,
    Она веками их рождает!..
    
    <1842>

    Примечания

    Печатается по тексту первой публикации.

    Впервые опубликовано: РиП, 1843, кн. 1 (ценз. разр. - 15 янв. 1843 г.), с. 236-239, с подписью: "Н. Некрасов".

    В собрание сочинений впервые включено: ПССт 1927.

    Автограф не найден.

    Суд современный... - Скрытая цитата из лирического отступления, открывающего главу VII первого тома "Мертвых душ", где это выражение повторяется многократно. Под "современным судом" Некрасов в данном случае разумеет скороспелые суждения о литературе и искусстве, широко распространявшиеся в ту пору в обывательской среде, где в ранг великих писателей возводился, например, Н. В. Кукольник.

    С кого не пишем мы портретов?.. - Перефразированный стих Лермонтова "С кого они портреты пишут?" ("Журналист, читатель и писатель", 1840).

    "Как Байрон, гордости поэт" - цитата из Пушкина ("Евгений Онегин", глава первая, строфа LVI).

    Актер на сцене фарсирует... - т. е. играет в ключе фарса, буффонады.

    © timpa.ru 2009- открытая библиотека