• Наши партнеры
    Door-handle.ru - Самая простая дверная ручка с замком для межкомнатных дверей купить по-дешевке.
  • Послание Белинского к Достоевскому ("Витязь горестной фигуры...")

    
    Витязь горестной фигуры,
    Достоевский, милый пыщ,
    На носу литературы
    Рдеешь ты, как новый прыщ.
    
    Хоть ты юный литератор,
    Но в восторг уж всех поверг,
    Тебя знает император,
    Уважает Лейхтенберг.
    
    За тобой султан турецкий
    Скоро вышлет визирей.
    Но когда на раут светский,
    Перед сонмище князей,
    
    Ставши мифом и вопросом,
    Пал чухонскою звездой
    И моргнул курносым носом
    Перед русой красотой,
    
    Так трагически недвижно
    Ты смотрел на сей предмет
    И чуть-чуть скоропостижно
    Не погиб во цвете лет.
    
    С высоты такой завидной,
    Слух к мольбе моей склоня,
    Брось свой взор пепеловидный,
    Брось, великий, на меня!
    
    Ради будущих хвалений
    (Крайность, видишь, велика)
    Из неизданных творений
    Удели не "Двойника".
    
    Буду нянчиться с тобою,
    Поступлю я, как подлец,
    Обведу тебя каймою,
    Помещу тебя в конец.
    
    (Январь 1846)

    Примечания

    Печатается по тексту первой полной публикации.

    Впервые опубликовано: отрывки и отдельные строфы - Панаев И. И. Заметки Нового поэта о петербургской жизни. - С, 1855, No 12, "Смесь", с. 240: Стасюлевич М. М. От редакции (по поводу "Воспоминаний" П. В. Анненкова). - BE, 1880, No 5, с. 413; Полонский Я. П. И. С. Тургенев у себя в его последний приезд на родину. - Н, 1884, No 4, с. 87; полностью - Письма К. Дм. Кавелина и Ив. С. Тургенева к Ал. Ив. Герцену. С объяснит, приме". М. Драгоманова. Женева, 1892, приложения, с. 207-208 (по списку А И Герцена), с датой: "1846" и подписью: "Тургенев и Некрасов" (последующие публикации: ЛПРН, 1901, No Л, стб. 392-393 (по менее достоверной копии Д. В. Григоровича), под заглавием: "На Достоевского", с подписью: "Тургенев и Некрасов"; Литературный вестник, 1903, т. V, кн. 1, с. 113-114 (по копии со списка А. И. Герцена), с примечанием: "Поправки по рукописи Некрасова сделаны рукой Тургенева").

    В собрание сочинений впервые включено: Ст 1920.

    Автограф не найден.

    М. М. Стасюлевич в названной публикации сообщил, что "Послание..." написали "Некрасов, Панаев и др." Однако в дошедших до нас полных копиях "Послания...", которые являются наиболее авторитетными, стоит подпись: "Тургенев и Некрасов". Уже цитированное примечание в публикации "Литературного вестника", а также то обстоятельство, что Стасюлевич не знал об авторстве Тургенева, дают возможность предположить, что основным автором "Послания..." был Некрасов.

    В ст. 27-28 повесть Ф. М. Достоевского "Двойник" названа "неизданным творением". Поскольку она появилась в февральской книжке ОЗ за 1846 г., датировка "1846" может быть уточнена: стихотворение, очевидно, следует отнести к январю 1846 г.

    Как раз в то время В. Г. Белинский собирал материалы для альманаха "Левиафан". Среди литераторов, обещавших ему свое сотрудничество, был и Достоевский (см.: Белинский, т. XII, с. 254).

    Как бы воспроизводя приглашение участвовать в альманахе, обращенное Белинским к Достоевскому, Некрасов и Тургенев иронизируют над нервозностью Достоевского и его болезненным самолюбием (ср. повесть Некрасова "Как я велик!" - т. VIII наст, изд.).

    Пыщ - здесь: надутый, напыщенный человек.

    Хоть ты юный литератор, Но в восторг уж всех поверг... - Речь идет об огромном успехе первой повести Достоевского "Бедные люди" (1845).

    Лейхтенберг - герцог Максимилиан Лейхтенбергский (1817-1852), зять Николая I, считавшийся "покровителем" искусства н литературы.

    Но когда на раут светский... - Однажды, когда Достоевского (на балу у графа М. Ю. Виельгорского) представили светской красавице Сенявиной, ему якобы от волнения сделалось дурно (см.: Из записной книжки Д. В. Григоровича. - ЛПРН, 1901, No 11, стб. 393).

    Удели не "Двойника". - Повесть Достоевского "Двойник" не нравилась Белинскому (см.: Белинский, т. X, с. 41, 206).

    Обведу тебя каймою, Помещу тебя в конец. - Согласно распространившемуся в тогдашних литературных кругах слуху, Достоевский, отдавая Некрасову повесть "Бедные люди" для опубликования в ПСб, будто бы требовал, чтобы она была напечатана "заметнее", чем прочие произведения, и чтоб каждая страница ее обведена была особой рамкой (Григорович Д. В. Литературные воспоминания. М., 1961, с. 90). Говорили также, что подобные претензии Достоевский предъявил Белинскому, предлагая ему своего "Двойника" для альманаха "Левиафан" (Анненков П. В. Литературные воспоминания. [М.], 1960, с. 283; ЛПРН, 1901, No 11, стб. 393-394; Леонтьев К. Собр. соч., т. IX. СПб., 1914, с. 114).

    © timpa.ru 2009- открытая библиотека