Она росла среди перин, подушек, Дворовых девок, мамок и старушек, Подобострастных, битых и босых... Ее поддерживали с уваженьем, Ей ножки целовали с восхищеньем - В избытке чувств почтительно-немых. И вот подрос ребенок несравненный. Ее родитель, человек степенный, В деревне прожил ровно двадцать лет. Сложилась барышня; потом созрела... И стала на свободе жить без дела, Невыразимо презирая свет. Она слыла девицей идеальной: Имела взгляд, глубокий и печальный, Сидела под окошком по ночам, И на луну глядела неотвязно, Болтала лихорадочно, несвязно... Торжественно молчала по часам. Въедалася в немецкие книжонки, Влюблялася в прекрасные душонки - И тотчас отрекалась... навсегда... Благословляла, плакала, вздыхала, Пророчила, страдала... всё страдала!!! И пела так фальшиво, что беда. И вдруг пошла за барина простого, За русака дебелого, степного - ... ... ... ... . На мужа негодуя благородно, Ему детей рожала ежегодно И двойней разрешилась наконец. Печальная, чувствительная Текла Своих людей не без отрады секла, Играла в карточки до петухов, Гусями занималась да скотиной - И было в ней перед ее кончиной Без малого - четырнадцать пудов. (1846) |
Примечания
Печатается по тексту первой публикации.
Впервые опубликовано: ПА (ценз. разр. - 5 марта 1846 г.), с. 129-130, без подписи.
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1920.
Автограф не найден.
Впервые приписал это стихотворение Некрасову (сославшись лишь на то, что оно появилось в ПА) В. Горленко в статье "Литературные дебюты Некрасова" (ОЗ, 1878, No 12, "Современное обозрение", с. 163-164). До 1967 г. принадлежность стихотворения Некрасову не вызывала сомнений. В ПССт 1967, т. I помещено в разделе "Стихотворения, приписываемые Некрасову". Об основаниях атрибуции см. комментарий к стихотворению "Ревность" (с. 698).
"Женщина, каких много" продолжает тему и манеру стихотворения И. С. Тургенева "Человек, каких много" (1843). Большой отрывок из "Человека, каких много" Некрасов поставил эпиграфом к одной из глав своего романа "Жизнь и похождения Тихона Тростникова" (ПСС, т. VI, с. 255).
Влюблялася в прекрасные душонки... - ирония, направленная на романтическое понятие "прекрасная душа" (от нем. "schone Soele"). CM. об этом: Бухытаб В. Я. Сатира Некрасова в 1846-1847 годах. - Некр. сб., III, с. 18-19.
Тепла - имя героини драматической трилогии Ф. Шиллера "Валленштейн" (1796-1799), популярный образ идеальной девы, воспетый многими поэтами-романтиками.