• Наши партнеры
    Рейтинг и отзывы экстрасенс.
  • Катерина

    
    Вянет, пропадает красота моя!
    От лихого мужа нет в дому житья.
    
    Пьяный всё колотит, трезвый всё ворчит,
    Сам что ни попало из дому тащит!
    
    Не того ждала я, как я шла к венцу!
    К брату я ходила, плакалась отцу,
    
    Плакалась соседям, плакалась родной,
    Люди не жалеют - ни чужой, ни свой!
    
    "Потерпи, родная,- старики твердят,-
    Милого побои не долго болят!"
    
    "Потерпи, сестрица!- отвечает брат.-
    Милого побои не долго болят!"
    
    "Потерпи!- соседи хором говорят.-
    Милого побои не долго болят!"
    
    Есть солдатик - Федя, дальняя родня,
    Он один жалеет, любит он меня;
    
    Подмигну я Феде,- с Федей мы вдвоем
    Далеко хлебами за село уйдем.
    
    Всю открою душу, выплачу печаль,
    Всё отдам я Феде - всё, чего не жаль!
    
    "Где ты пропадала?"- спросит муженек.
    "Где была, там нету! так-то, мил дружок!
    
    Посмотреть ходила, высока ли рожь!"
    "Ах ты дура баба! ты еще и врешь..."
    
    Станет горячиться, станет попрекать...
    Пусть его бранится, мне не привыкать!
    
    А и поколотит - не велик наклад -
    Милого побои не долго болят!

    Примечания

    Цикл "Песни".

    Печатается по Ст 1873, т. II, ч. 4, с. 178-186.

    Впервые опубликовано: "Сват и жених" - ОЗ, 1868, N 4, с. 531- 532, с подписью: "Н. Некрасов"; "Гимн" - ОЗ, 1868, N 12, с. 322, с подписью: "Н"; остальные три песни - Ст 1869, ч. 4, с. 174-182, где они вместе с двумя ранее напечатанными составили единый цикл под общим названием "Песни" (перепечатано: Ст 1873, т. II, ч. 4).

    Автограф ст. 15-19 стихотворения "Катерина" - ИРЛИ, ф. 203, ед. хр. 11, л. 1.

    Датируется 1866 г. по Ст 1879.

    Первые четыре песни фольклорного характера. Однако, как писал Н. П. Андреев, это "не обработка непосредственно фольклорного материала, а самостоятельное творчество Некрасова в духе и стиле фольклора". Андреев особо выделяет "Катерину": "... песенность "Катерины" настолько велика, что стихотворение это стало действительно песней и вошло в широкий песенный обиход" (Андреев Н. Фольклор в поэзии Некрасова. - В кн.: Некрасов в русской критике. М., 1944, с. 162-163). Повторяя сюжет многих народных песен, "Катерина" в то же время полемична как по отношению к тем песням, где поется о женском терпении, так и по отношению к славянофильским концепциям, идеализировавшим его. Славянофил Т. И. Филиппов именно так истолковал старинную народную песню "Взойди, взойди, солнце, не низко, высоко..." (Рус. беседа, 1856, N 1, с. 88-91). С особым восторгом писал Филиппов о словах "Потерпи, сестрица! Потерпи, родная!". В противовес этому Некрасовым создана песня, рисующая образ задорной, бойкой женщины, смело нарушающей патриархальную заповедь (см.: Чуковский К. Собр. соч., т. IV. М., 1967, с. 501-503; Бухштаб В. К истории стихотворения Н. А. Некрасова "Катерина". -Некр. сб., I, с. 68-69, 86-101). Возможно, что песня направлена и против пьесы А. Н. Островского "Не так живи, как хочется" с ее славянофильскими иллюзиями о необходимости и благостности терпения. Критик Н. Н. Страхов объявил "Катерину" противоречащей мировоззрению народа (Страхов Н. Заметки о Пушкине и других поэтах. СПб., 1888, с. 136). Однако Некрасов, создавая "Катерину", исходил из народного творчества в той его части, где рисуется активный, волевой характер. "Жажда личного счастья, желание любить не по указке других, не по предписанию родителей, церковных и гражданских законов, а по собственной воле и выбору, - вот основной мотив не только любовной, но и семейно-бытовой лирики" {Розанов И. Н. Борьба с "Домостроем" в народной лирике. - В кн.: Проблемы реализма в русской литературе XVIII века. М. -Л., 1940, с. 190).

    Отмечая связь стихотворения "Сват и жених" с пушкинским стихотворением 1833 г. "Сват Иван", К. Шимкевич указывал, что в рукописи стихотворения "Сват Иван" Пушкин нарисовал пьяного мужика с полуштофом и что этому рисунку у Некрасова соответствует примечание автора: "В кабаке за полуштофом" (см.: Шимкевич К. Некрасов и Пушкин. - В кн.: Пушкин в мировой литературе. М. -Л., 1926, с. 342). Как и Пушкин, Некрасов строит стих на основе "скороговорки балалаечного типа" (Эйхенбаум В. О поэзии. Л., 1969, с. 67). О соотношении стихотворений "Сват и жених" и "Сват Иван" см. также: Прийма Ф. Я. От Пушкина до Некрасова. - Некр. сб., IV, с. 36-37.

    Стихотворение "Гимн" Некрасов, очевидно, хотел противопоставить официальному русскому гимну. К. И. Чуковский отмечал, что первая фраза "Господь, твори добро народу" явно перефразирует "Боже, царя храни!" (см.: ПССт 1934-1937, т. II, кн. 2, с. 817).

    Неоднократно положены на музыку: "У людей-то в дому - чистота, лепота..." - А. П. Бородин, 1890; Ц. А. Кюи, 1902; "Катерина" - Ц. А. Кюи, 1902; "Молодые" - Ц. А. Кюи, 1902; Д. Г. Корнилов, 1904; А. С. Ильященко, 1911; "Сват и жених" - Э. Ф. Направник, 1889; Ц. А. Кюи, 1902; Н. И. Компанейский, 1909; Т. С. Сидо-ренко-Малюкова, 1964; "Гимн" - Ю. Д. Энгель; С. А. Гилев, 1911; М. А. Гольтинсон, 1912; А. Н. Чернявский, 1913). 

    © timpa.ru 2009- открытая библиотека