* * * ("Сыны "народного бича"...")


Сыны "народного бича",
С тех пор как мы себя сознали,
Жизнь как изгнанники влача,
По свету долго мы блуждали;
Не раз горючею слезой
И потом оросив дорогу,
На рубеже земли родной
Мы робко становили ногу;
Уж виден был домашний кров,
Мы сладкий отдых предвкушали,
Но снова нас грехи отцов
От милых мест нещадно гнали,
И зарыдав, мы дале шли
В пыли, в крови; скитались годы
И дань посильную несли
С надеждой на алтарь свободы.
И вот настал желанный час,
Свободу громко возвестивший,
И показалось нам, что с нас
Проклятье снял народ оживший;
И мы на родину пришли,
Где был весь род наш ненавидим,
Но там всё то же мы нашли -
Как прежде, мрак и голод видим.
Смутясь, потупили мы взор -
"Нет! час не пробил примиренья!"
И снова бродим мы с тех пор
Без родины и без прощенья!..

(1870)

Примечания

Печатается по тексту первой публикации.

Впервые опубликовано: ОЗ, 1871, No 1, с. 240, с подписью: "Н. Некрасов", без даты.

В собрание сочинений впервые включено: Ст 1879, т. IV. В прижизненные издания "Стихотворений" Некрасова не входило.

Автограф не найден. Сохранилась копия неизвестной рукой, чернилами - ИРЛИ, P. I, оп. 20, No 48. Правлена Некрасовым (карандаш). Ст. 23--28 вычеркнуты. По-видимому, автор предполагал переработать произведение. На обороте автографа наброска "Зазевайся, впрочем, шляпу..." (1877) (ЦГАЛИ, ф. 191, оп. 1, No 491) имеется следующая запись Некрасова:

Утро - 72--3

Сыны народного бича

74 год.

К. И. Чуковский высказал предположение, что стихотворение вызвано смертью Герцена. Датируется предположительно временем между 9 января 1870 г. (датой смерти Герцена) и 17 января 1871 г. (днем выхода в свет No 1 "Отечественных записок" за 1871 г.).

Стихотворение отражает размышления Некрасова об участи лучшей части русского дворянства - людей с "больной совестью". В одной из своих предсмертных биографических заметок поэт, говоря об отношении к отцу, писал: "Разница, повторяю, была между нами во времени, он пользовался своим правом, которое признавал священным:

Один...
свободно и дышал и действовал и жил.

Время вывело меня на широкую дорогу: "Сыны народного бича..." (далее приводятся ст. 1--4. - Ред.).

Не могу не сознаться, что даже в последние мои годы, когда я бывал в Грешневе, я чувствовал какую-то неловкость:

Смутясь <потупили мы взор>" (ЛН, т. 49--50, с. 143--144).

Сознание исторической вины своего класса в комментируемом стихотворении неразрывно с сознанием собственной вины. Мотив "покаяния" весьма характерен для лирики Некрасова 1860-- 1870-х гг. (см.: Гин М. Проблема долга перед народом в поэзии Н. А. Некрасова. - РЛ, 1971, No 2, с. 60--61).

..."народного бича"...-- Возможно, восходит к распространенному выражению "бич божий", связанному с библейским пророчеством из "Книги пророка Исайи" (гл. X, ст. 5, 26). В русской демократической поэзии слово "бич" весьма часто употреблялось как символ крепостнического гнета. См., например, стихотворение А. Н. Плещеева "По чувствам братья мы с тобой" (1846), ставшее в 1860-е гг. популярной студенческой песней:

И будем мы питать до гроба
Вражду к бичам страны родной.

© timpa.ru 2009- открытая библиотека