Баюшки-баю


Непобедимое страданье,
Неумолимая тоска...
Влечет, как жертву на закланье,
Недуга черная рука.
Где ты, о муза! Пой, как прежде!
"Нет больше песен, мрак в очах;
Сказать: умрем! конец надежде!
Я прибрела на костылях!"

Костыль ли, заступ ли могильный
Стучит... смолкает... и затих...
И нет ее, моей всесильной,
И изменил поэту стих.
Но перед ночью непробудной
Я не один... Чу! голос чудный!
То голос матери родной:

"Пора с полуденного зноя!
Пора, пора под сень покоя;
Усни, усни, касатик мой!
Прийми трудов венец желанный,
Уж ты не раб - ты царь венчанный;
Ничто не властно над тобой!

Не страшен гроб, я с ним знакома;
Не бойся молнии и грома,
Не бойся цепи и бича,
Не бойся яда и меча,
Ни беззаконья, ни закона,
Ни урагана, ни грозы
Ни человеческого стона,
Ни человеческой слезы.

Усни, страдалец терпеливый!
Свободной, гордой и счастливой
Увидишь родину свою,
Баю-баю-баю-баю!

Еще вчера людская злоба
Тебе обиду нанесла;
Всему конец, не бойся гроба!
Не будешь знать ты больше зла!
Не бойся клеветы, родимый,
Ты заплатил ей дань живой,
Не бойся стужи нестерпимой:
Я схороню тебя весной.

Не бойся горького забвенья:
Уж я держу в руке моей
Венец любви, венец прощенья,
Дар кроткой родины твоей...
Уступит свету мрак упрямый,
Услышишь песенку свою
Над Волгой, над Окой, над Камой,
Баю-баю-баю-баю!.."

(3 марта 1877)

Примечания

Печатается по ПП, с. 167--169.

Впервые опубликовано: ОЗ, 1877, No 3, с. 267--268, с датой: "1877 г. Марта 3-го" и подписью: "Н. Некрасов" (перепечатано: ПП).

В собрание сочинений впервые включено: Ст 1879, т. III. В прижизненные издания "Стихотворений" Некрасова не входило.

Автограф не найден. Ранняя редакция известна в трех отрывках: первый и второй - по дневниковой записи Некрасова от марта 1877 г. (ОЗ, 1879, No 1, отд. II, с. 65; наст. изд., т. XV) и - более полно - по копии А. А. Буткевич из собрания В. Е. Евгеньева-Максимова (ЛН, т. 49--50, с. 166--168); третий - по дневниковой записи Некрасова от 14 июня 1877 г. в публикации А. М. Скабичевского (ОЗ, 1878, No 6, с. 402). Кроме того, известны авторские дополнения и пометы к тексту стихотворения в книге "Последние песни", подаренной Некрасовым И. Н. Крамскому,-- ГТГ, No 16/426 (см. об этом: Некр. сб., VI, с. 166--167).

По свидетельству А. Н. Пыпина, стихотворение записано А. А. Буткевич 3 марта 1877 г. (ЛН, т. 49--50, с. 192). Оно создавалось в дни резкого обострения предсмертной болезни Некрасова. В дневнике наброскам стихотворения предшествует текст, который может служить комментарием к нему: "Худо, читатель! Мой дом - постель. Мой мир - две комнаты: пока освежают одну, лежу в другой. Полрюмки кипрского меня опьяняет; гран опия делает меня идиотом, не всегда давая сон. Стихов уже писать не могу, но днями нападает на меня какое-то самомнение. На днях муза моя на прощанье пропела мне такую песнь:

Пускай чуть слышен голос твой <...>"

И далее: "Я испугался и перестал звать свою музу - не выдержал только раз. Недуг меня одолел, но муза явилась ко мне беззубой, дряхлой старухой, не было и следа прежней красоты и молодости, того образа породистой русской крестьянки, в каком она всегда чаще являлась мне и в каком обрисована в поэме моей "Мороз, Красный нос". Я пожалел, что не выдержал:

Непобедимое страданье <...>

И с той поры нет моей музы, нет новых песен. День ото дня чувствую себя хуже, слабей. Что же, однако, делать, надо приниматься за прозу" (ЛН, т. 49--50, с. 166--168).

14 июня 1877 г. Некрасов писал в дневнике: "Сибиряки обнаружили особенную симпатию ко мне со времени моей болезни. Много получаю стихов, писем и телеграмм. Было две, с двумя десятками подписей. Я хотел сделать на это намек в стихотворении "Баюшки-баю" - и было там четыре стиха:

И уж несет от дебрей снежных <....>,

да побоялся, не глупо ли будет" (ЛН, т. 49--50, с. 168). В одной из телеграмм, отправленной из Ирбита с какого-то представительного собрания 17 февраля 1877 г. на имя А. С. Суворина, говорилось: "Просим вас сказать Некрасову, что его обутая широким лаптем муза мести и печали давно протоптала глубокую тропу в наши простые сердца; пусть он выздоравливает, пусть он встанет и доскажет нам, кому живется весело и вольготно на Руси и почему умирают и собираются умирать наши надежды. Это говорят сибиряки со всех концов Сибири" (Евгеньев. с. 254).

Стихотворение отталкивается от общей и собственной литературной традиции: "Казачья колыбельная песня" М. 10. Лермонтова и ряд ее перепевов в русской поэзии ("Песня русской няньки у постели барского ребенка (Подражание Лермонтову)" Н. П. Огарева, например), в том числе в творчестве самого Некрасова ("Колыбельная песня" ("Спи, пострел, пока безвредный..."), 1845). Стихотворение созвучно также некрасовской "Песне Еремушке" (1859).

В сборнике "Последние песни" "Баюшки-баю" было включено в третий отдел "Из поэмы "Мать"" и являлось своеобразным эпилогом незавершенной поэмы и всей книги.

4 марта 1877 г. стихотворение было прочитано поэтом А. Н. Пыпину, Н. А. Белоголовому, Е. И. Богдановскому. По словам Пыпина, Некрасов "стоял на постели на коленях в одной рубашке, и его манера чтения делала впечатление пьесы еще сильнее и тяжелее" (ЛН, т. 49--50, с. 192). Н. А. Белоголовый писал, что из стихотворения "Баюшки-баю" "публика, как из бюллетеня <...> могла усмотреть, что здоровье поэта всё плохо и что опасность близкой смерти его не устранена..." (Белоголовый Н. А. Воспоминания и другие статьи. М., 1897, с. 456).

Стихотворение имело большой общественный резонанс. И. Н. Крамской писал П. М. Третьякову 11 апреля 1877 г.: "А какие стихи его последние, самая последняя песня 3-го марта, "Баюшки-баю". Просто решительно одно из величайших произведений русской поэзии!" (Крамской И. Н. Письма. Статьи, т. 1. М., 1965, с. 398). Свою картину "Некрасов в период "Последних песен"" Крамской датировал тем же числом, каким датировано стихотворение "Баюшки-баю" - 3 марта 1877 г., хотя картина была создана художником позже.

Даже враждебная Некрасову критика вынуждена была отметить "значительные поэтические достоинства" стихотворения (см.: <Авсеенко В. Г.> Еще "Последние песни" г. Некрасова. - РМ, 1877, 24 апр., No 108; М<арков> В. Литературная летопись. - СПбВ, 28 мая, NO 145 и др.).

Демократическая критика увидела в стихотворении призыв к социальному преобразованию России. П. В. Засодимский, рассказывая о похоронах Некрасова, писал А. И. Эртелю 31 декабря 1877 г.: "Я думаю, что "Баюшки-баю" можно отнести и ко многим, и ко мне в том числе. И нас народ тоже узнает еще не скоро, узнает тогда, когда станет читать сам наши книги..." (РЛ, 1967, No 3, с. 161).

В некрологе, посвященном Некрасову, в связи со ст. 46--49 говорилось о "гордой надежде поэта": "Это почти последние строки, написанные Некрасовым, ими он себя убаюкивал, уже, можно сказать, умирая... И эти самобичевания и эти самоубаюкивания ясно показывают, как понимал поэт свою задачу, чего он от себя требовал <...>. Вообще же мрачный колорит его "музы мести и печали", навеянный его прошлым и настоящим, не бросал ни одной тени на будущее" (ОЗ, 1878, No 1).

Стихотворение вызвало подражание в народнической поэзии: "Совет" (1882) П. В. Шумахера, "Колыбельная песнь" (1888) В. Н. Фигнер и др.

© timpa.ru 2009- открытая библиотека